Й учебный вопрос «Эволюция регулирования государственными органами отношений несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации»

Государство не могло не принимать участие в процессах банкротства и в решении связанных с ними проблем, поскольку их последствия неизбежно затрагивают его интересы и влияют на политическую и экономическую стабильность общества. Государство должно осуществлять регулирование и контроль этих процессов, располагая для этого необходимыми ресурсами и организационными возможностями.

В 1993 г. было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН(б)), основными задачами которого стали разработка и осуществление комплекса мер, направленных на эффективную реализацию законодательства о несостоятельности, а также на предотвращение негативных последствий реальных банкротств предприятий и организаций. ФУДН(б) имело ведомственную принадлежность, поэтому представляло интересы государства как собственника таких государственных предприятий и акционерных обществ, в капитале которых доля Российской Федерации превышала 25%. Кроме того, оно обладало полномочиями для решения поставленных перед ним задач, во многом вытекавшими из приватизационного законодательства либо его симбиоза с законодательством о несостоятельности. ФУДН(б) также было поручено представлять интересы Российской Федерации как кредитора по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды при рассмотрении дел о банкротстве организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Нормативные документы, утвердившие создание ФУДН (б), его функции (утратившие силу):

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 г. № 926 "О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом";

2. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1993 г. № 1169 "Вопросы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом";

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 92 "Вопросы Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальных органов".

В 1998 г. была образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСФО) на базе Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ФУДН(Б)):

1. Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537
"О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" (утратило силу в связи с изданием Постановления № 301).

2. Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» - учреждение ФСФО.

3. Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301
"Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству"(утратило силу в связи с изданием Постановления № 506).

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» - упразднение ФСФО.

5. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (действующее).

Основное отличие процесса признания предприятия неплатежеспособным от процесса банкротства заключается в отсутствии судебного разбирательства. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) была наделена полномочиями, позволяющими принимать решения о дальнейшей судьбе предприятий независимо от внешних признаков несостоятельности, изложенных в Законе о банкротстве. Таким образом, в России в условиях массовой неплатежеспособности наряду с судебными процедурами признания предприятий несостоятельными в середине 90-х гг. XX в. развивался более приемлемый процесс воздействия на такие предприятия — через внесудебные процедуры.

Перечень внесудебных процедур (приложение 3) был регламентирован подзаконными актами, введенными в 1994—1995 гг., и относился к неплатежеспособным государственным предприятиям, а также к акционерным обществам, доля государства, в уставных капиталах которых превышала 25%.

ФСФО России осуществляло возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свою систему межрегиональных территориальных органов, а также агентств на территориях соответствующих субъектов Федерации (Приложение 4).

Одним из ведущих направлений деятельности ФСФО, помимо участия в арбитражных процедурах о несостоятельности являлась система межведомственных балансовых комиссий (МБК), созданных в 1996 г. в целях обеспечения функции текущего контроля за соблюдением организациями платежно-расчетной дисциплины и работы с крупнейшими должниками перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. Они также решали вопросы о реструктуризации и финансовом оздоровлении организаций-должников. За период функционирования МБК в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды погашены огромные задолженности, многие рассмотренные предприятия избежали процедуры банкротства.

К другому актуальному и развивающемуся направлению деятельности службы относятся коллегии уполномоченных государственных представителей (КУГП), созданные во исполнение постановления Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476 в целях повышения эффективности применения процедур банкротства, усиления социальной защищенности работников при банкротстве организаций, консолидации требований к организациям-должникам по обязательным платежам в единой позиции государства при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве организаций-должников.

ФСФО России было уполномоченным органом Правительства РФ. ФСФО России выполняло функцию главного кредитора по обязательной задолженности предприятий. Представители ФСФО России могли участвовать в работе собрания кредиторов и в процедурах банкротства предприятий.

Функции и полномочия государственного органа по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению:

- государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления,

- представление интересов государства как кредитора и собственника, проведение государственной политики по предупреждению банкротств и реструктуризации неплатежеспособных организаций,

- разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

- государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве;

- диагностика и ведение реестра платежеспособности предприятий;

- аудиторские проверки;

- предупреждение неправомерных действий при банкротстве;

- реализация процедур несостоятельности;

- обеспечение процесса банкротства предприятий и др.

Для выполнения процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления ФСФО России мо­гло привлекать юридических и физических лиц, осуществляющих экспертизу: финансового состояния и платежеспособности организаций; бизнес-планов организаций; оценки рыночной стоимости имущества организаций; действий руководителей организаций и арбитражных управляющих.

ФСФО России давало поручение аккредитованным банкам на выполнение определенного вида работ, а именно:

– анализ финансового состояния неплатежеспособной организации;

– экспертиза предлагаемого плана финансового оздоровления (бизнес-плана) или инвестиционного проекта;

– подбор инвесторов и (или) проверка их финансового состояния;

– открытие и ведение счетов организации-должника;

– контроль целевого использования средств финансовой поддержки.

ФСФО была упразднена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Функции ФСФО были переданы:

- по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемой Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации,

- по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства - Федеральной налоговой службе.

Этим же Указом было принято решение преобразовать
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу, передав его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.

Согласно письму МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-6-19/162 «О некоторых вопросах, возникающих при реализации функций уполномоченного органа» были разъяснены функции ФНС по банкротству, которые отличались от функций ФСФО.

Выполнение ряда функций, ранее реализовывавшихся упраздненной ФСФО России, на МНС России не возложено, в частности, это функции:

- обеспечения исполнения полномочий государственного финансового контрольного органа;

- подготовки заключений о возможных последствиях обращения взыскания на имущество организации-должника;

- подготовки заключений о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

- подготовки заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной уплаты сумм налогов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: