double arrow

Й учебный вопрос «Общая характеристика закона о банкротстве 2002 года»

 

Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» действует на текущий момент.

В соответствии с Законом № 127-ФЗ о банкротстве, несостоя­тельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изменил экономическую среду российского предпринимательства. Закон от 2002 г. можно назвать уникальным, так как он не только содержит нормы материального права, но и регламентирует ход судебного разбирательства. В новом Законе отражен опыт, накопленный в ходе обобщения судебной практики.

Банкротство предприятия для России становится все более обыденным понятием. Закон 2002 г. о банкротстве касается не только должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе. В России введен принципиально новый институт арбитражных управляющих, а это уже развитие еще одного вида предпринимательской деятельности.

Особое место в процессе банкротства занимает независимая экспертиза. В настоящее время судьи избавлены от необходимости принимать экономические решения. Чиновники кроме контрольных функций начинают работать над построением национальной системы банкротства и созданием необходимой инфраструктуры.

Процедуры банкротства имеют строгое логическое описание. Они начинаются с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчиваются прекращением производства по делу о несостоятельности. Следует отметить, что механизмы процедуры достаточно хорошо описаны и формализованы в тексте Закона. В частности, априорно жестко заданы схема движения и порядок оформления документов по делу о банкротстве. Систематическое отслеживание документов позволит субъектам процедуры, или заинтересованным сторонам, заранее как бы проектировать свои действия, а также объективно оценивать складывающуюся ситуацию. Арбитражный механизм банкротства представлен в Приложении 2.

По Закону 2002 г. для появления признаков банкротства достаточно в течение трех месяцев не уплатить долг в размере 300 000 руб. (до 29.01.2015 было 100 000 руб.) В этом случае над предприятием начинаются судебные разбирательства. Четкое определение внешних признаков банкротства должно вынудить руководителей предприятий тщательно следить за динамикой своих долгов. Ведь Закон обязывает руководителей компаний обращаться в суд, если неплатежи по кредитам могут привести к невозможности полностью вернуть долги другим компаниям. На выполнение этой обязанности Закон 2002 г. дает должнику лишь месяц с момента наступления подобных обстоятельств. В настоящее время установлены жесткие санкции за неисполнение этого требования: субсидиарная ответственность руководителя предприятия-должника перед кредиторами (т.е. по принципу «нет средств у предприятия — плати свои»), лишение права занимать руководящие должности, а в отдельных случаях — уголовная ответственность.

Закон обязывает учредителей юридических лиц, собственника имущества унитарного предприятия, органы исполнительной власти всех уровней принимать меры по предупреждению банкротств и предотвращению судебных разбирательств. Прежде всего, это досудебное урегулирование отношений с кредиторами путем всевозможных соглашений. Так, учредители предприятия могут предоставить ему финансовую помощь для погашения долгов в обмен на другие обязательства. Для такой помощи используются специальные термины «досудебная санация» и «процедура финансового оздоровления».

Закон запрещает разглашать сведения о банкротстве до момента публикации соответствующего решения арбитражного суда. Другими словами, без решения суда называть кого-либо банкротом нельзя, так как, в сущности, это нарушение деловой этики и дискредитация репутации предприятия. Однако, к сожалению, за нарушение этого запрета в Законе никаких санкций не предусмотрено. Разумеется, подобные заявления не имеют юридических последствий, ведь банкротом может признавать только суд, но экономические последствия для предприятия могут быть отрицательными: с должником перестают вести дела партнеры по бизнесу, его акции не покупают и т.д.

Что именно является «сведениями о банкротстве», Закон точно не определяет. Так, если кредитор публично заявит, что АО должно ему 1 млн. долл. США и не отдает долг в течение года, то такое заявление, по мнению авторов Закона, является всего лишь констатацией фактов. Однако если кто-то заявит, что должник не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, то это может быть расценено должником как намек на банкротство. Видимо, делать публичные заявления следует очень осторожно.

Запрет на разглашение «тайны банкротства» вовсе не означает запретов на раскрытие информации. Решение о признании должника банкротом печатается в «Вестнике Арбитражного суда Российской Федерации» и официальном издании Минюста РФ, причем за счет имущества должника.

Если, несмотря на старания опекунов должника, дело рассматривается в суде, то процесс банкротства начинается так. Приняв заявление кредиторов, арбитражный суд вводит процедуру наблюдения, которая может длиться до семи месяцев. Для нашей страны это принципиальное новшество, заимствованное из законодательства Германии. Такая практика была введена в связи с наличием серьезных недостатков в Законе о несостоятельности (банкротстве) 1992 г.

До утверждения Закона 2002 г. пока суды решали, как поступать с должником - вводить ли процедуру финансового оздоровления или внешнего управления или назначать конкурсное производство, — прежняя администрация, как правило, пыталась создать некоторый дополнительный капитал. Используя более или менее узаконенные схемы, руководители перемещали средства предприятия в другие структуры, так как времени для этих действий у них было предостаточно: суды тянули с решением по нескольку месяцев.

Кредиторы, изучив подобные действия, стали разрабатывать мероприятия по их преодолению. В этом случае действием кредиторов является подача заявления в суд о ходатайстве об аресте имущества должника. Де-юре это означало, что своим имуществом предприятие не могло ни распоряжаться, ни пользоваться. Если арестовывалась продукция — ее нельзя было продать, банковский счет — предприятие лишалось возможности платить заработную плату, налоги и рассчитываться с кредиторами. Тем временем росли штрафы и пени, т.е. предприятие «постепенно умирало».

Кроме того, банкротство стало мощным оружием в борьбе с конкурентами. Скупив долги противника (самостоятельно или через аффилированных лиц), конкуренты в суде открывали дело о банкротстве и требовали ареста имущества. Впрочем, на практике запреты на пользование имуществом были не слишком строгими. Никакой суд не может полностью закрыть деятельность предприятия. Абсолютный арест имущества в России также физически невозможно осуществить. В этих условиях предприятия, находясь под арестом, нелегально продавали продукцию и пользовались имуществом по принципу «можно, но осторожно».

Введение процедур наблюдения и финансового оздоровления затруднило «беспредел» должников и кредиторов. Разработчики Закона 2002 г. единодушны во мнении, что наблюдение и финансовое оздоровление — вполне эффективные меры, позволяющие соблюдать равенство интересов всех сторон. В этот период предприятие продолжает свою деятельность, но с небольшими ограничениями. Администрация должника обязана согласовывать с временным и административным управляющими крупные сделки, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимостью, получением и выдачей займов и кредитов, поручительств, переводом долга и др.

Наблюдение и финансовое оздоровление ограничивают некоторые права акционеров (участников). Органы управления должника без согласия арбитражных управляющих и собрания кредиторов не могут принимать решения о реорганизации, создании новых юридических лиц, выплате дивидендов, размещении облигаций и других эмиссионных бумаг. Такие ограничения обеспечивают сохранность имущества должника.

В Законе о банкротстве 2002 г. существенно возросла роль независимой экспертизы.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния. Он необязательно должен это выполнить сам. Скорее всего, для выполнения данных действий он пригласит грамотных экспертов. Их заключение поможет ответить на главный вопрос: есть ли у предприятия шансы расплатиться? Именно по результатам финансового анализа собрание кредиторов должно либо принять решение о введении финансового оздоровления и внешнего управления, либо настаивать на конкурсном производстве. Однако если заинтересованные лица со стороны должника (например, акционеры) сочтут выводы специалистов, представляющих интересы кредиторов, предвзятыми, у них есть возможность провести собственную экспертизу или добиться ее назначения через суд.

В Законе о банкротстве 2002 г. содержится весь перечень средств, необходимых для достижения согласия между должником и кредитором, а также для успешного и быстрого устранения должника с рынка в случае, если согласие между ними не достигнуто.

На любой стадии рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом Закон предоставляет сторонам возможность заключения мирового соглашения. Последнее может быть заключено между должником и кредиторами. Решение мирового соглашения утверждается арбитражным судом; согласно этому решению вносится определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Однако следует иметь в виду, что заключение мирового соглашения зависит от погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очередей.

Закон также открывает новые возможности для инвестиций. В частности, предусматривается широкое участие третьих лиц. Они могут (на возмездной основе) погасить денежную задолженность предприятия. Инвесторам разрешается выкупить имущество должника, в том числе в форме покупки самого предприятия или акций нового предприятия, созданного на базе имущества должника. Это может быть осуществлено как в ходе внешнего управления, так и в процессе конкурсного производства. По условиям мирового соглашения возможно осуществление обмена требований на акции. Предусмотрен еще целый ряд механизмов, позволяющих либо восстановить платежеспособность должника, либо передать имущество новому собственнику, который будет заинтересован в развитии производства, т.е. в инвестировании в реальный сектор экономики.

Таким образом, банкротство — мощный механизм перераспределения собственности в пользу стратегических инвесторов, заинтересованных в выходе предприятий из кризиса, а значит, и в финансовом оздоровлении российской экономики в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: