Механизм воздействия общества на систему человек - природа включает различные формы экологического контроля за состоянием природы, ее охраны и рационального использования.
Целью правового регулирования в экологическом праве является гармонизация взаимодействия человека и окружающей среды, рациональное природопользование. Главным способом такого регулирования является экологическое управление.
Экологическое управление - это урегулированное нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, а так же деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.
В экологическом праве это комплексный правовой институт, который включает нормы конституционного, экологического, административного, муниципального и других отраслей российского права.
Проф. Боголюбов рассматривает экологическое управление как совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом и управляемым субъектом по поводу соблюдения экологического законодательства и обязательных экологических требований.
Как правило, экологическое управление осуществляют органы власти, поэтому принято говорить о публичном управлении в сфере охраны окружающей среды.
Вопрос о видах управления тесно связан с субъектами этой деятельности. В публичном управлении выделяют: государственное, в том числе отраслевой (ведомственное) и муниципальное управление. ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует общественное и производственное управление.
Экологическое управление это составная часть системы государственного управления в целом, оно рассматривается как функция РФ (и внешняя и внутренняя), как часть социального управления. Экологическое управление осуществляется в двух формах:
1. Нормотворчество, т.е. издание подзаконных нормативных актов и актов применения права;
2. Правоприменительная деятельность.
Принципы экологического управления
1. Законность;
2. Комплексность (уникальный принцип экологического права);
3. Экологизация экономики (внедрение экологических требований во все сферы хозяйственной деятельности);
4. Экономизация экологии;
5. Учета природно-географического районирования (территория, на которой располагаются отдельные компоненты природа, не всегда совпадают с делением РФ на административно-территориальные единицы, поэтому компетенция органов власти разных регионов должна быть либо согласована друг с другом или организована не по административно-территориальному делению);
6. Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций. Из этого принципа есть исключение - производственный контроль;
7. Принцип необходимой заботы о восстановлении и улучшении природных богатств в процессе их эксплуатации.