Экологическое нормирование. В процессе общественного производства человек воздействует на состояние окружающей среды, с целью её охраны и рационального природопользования

В процессе общественного производства человек воздействует на состояние окружающей среды, с целью её охраны и рационального природопользования, исходя из долгосрочных общественных интересов, сохранения благоприятного состояния природы, на государственном уровне должны быть закреплены научно обоснованные пределы таких воздействий.

Под воздействием понимается отрицательная антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, культурных и других интересов человека, вносящая физические, химические и биологические изменения в природную среду.

Цель - ограничение негативного воздействия. Она достигается при помощи экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Экологическое нормирование - это процесс установления компетентными государственными органами показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую среду.

Предельно допустимые нормативы являются компромиссом между требованиями экологической безопасности и экономическими потребностями общества. Правовое значение нормативов состоит в том, что они являются критерием оценки правомерности поведения природопользователей, определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых требований.

Правовую основу экологического нормирования составляют: Глава 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 13 ЗК РФ; ст. 35 ВК РФ; ст. 11 и 12 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 87 ЛК РФ; ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 17 ФЗ «О животном мире» и др.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов, утвержден Правительством РФ.

Система экологических нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы воздействия и предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДУ (предельно допустимый уровень), ПДК (предельно допустимая концентрация), ПДС (предельно допустимые сбросы), ПДВ (предельно допустимые выбросы)).

2. Нормативы использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются путем выдачи предприятию - природопользователю лимитов на изъятие природного ресурса либо размещение в окружающей среде отходов производства, выброса и сброса загрязняющих веществ.

3. Нормативы санитарных и защитных зон. По функциональному назначению они делятся на:

а) Водоохранные зоны. Ширина водоохранной зоны устанавливается в зависимости от площади или протяжённости водного объекта, и составляет примерно от 50 до 500 метров;

б) Зоны санитарной охраны источников водоснабжения, делятся на три пояса с самостоятельным правовым режимом.

Первый пояс охватывает территорию, где находится самый источник водоснабжения, в пределах участков забора воды и расположения водопроводных сооружений. Второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Третий пояс охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. NB! Это я взял из Постановления ЦИК и СHK СССР 17 мая 1937 г.

в) Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения

4. Санитарно-эпидемиологические нормативы;

5. Нормативы градостроительного проектирования;

6. Рыбохозяйственные нормативы.

Нормирование осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам негативных воздействий, в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об охране окружающей среды», разработка нормативов включает:

1. Проведение научно-исследовательских работ по обоснованию норматива;

2. Экспертиза и опубликование нормативов;

3. Установление оснований для разработки или пересмотра норматива;

4. Контроль за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды.

В науке экологического права традиционно считается, что в основе нормативов лежат три показателя:

а) Медицинский. На основании данного показателя разрабатываются санитарно-гигиенические нормативы;

б) Технологический;

в) Научно-технический.

Нормирование негативных воздействий на состояние окружающей среды - это особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных государственных органов в пределах, установленных для них компетенции, преследующий цель установить пределы допустимого вредного воздействия на природу и здоровье населения, с учетом современного уровня развития науки и техники, а также экономических условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: