double arrow

Развитие экологического законодательства. Источники экологического права


Историю развития в России экологического права можно разделить на три периода: до 1917 г.; в советский период; на современном этапе.

На сегодняшнем этапе экологическое право развивается с учетом определенных факторов, в том числе: наличие определенных пробелов, несовершенства экологического законодательства, введение различных форм собственности на природные ресурсы. Развитие рыночных отношений в России оказывает существенное влияние на развитие современного экологического права и экологических отношений. В настоящий момент государством разработана экологическая доктрина (с основными направлениями и приоритетными), и можно выделить основные направления развития экологического законодательства:

· обозначение объектов правового регулирования экологических отношений;

· выделение принципов экологического законодательства;

· ориентирование экологических правоотношений на предотвращение причинения вреда окружающей среде;

· создание единого понятийного аппарата экологического права;

разработка круга субъектов экологических правоотношений;

уточнение и закрепление процедурных механизмов экологического права.




Например, Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 N 861-рп "О Климатической доктрине Российской Федерации"

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на обеспечение безопасного и устойчивого развития РФ в условиях изменяющегося климата, разработана Климатическая доктрина Российской Федерации

Доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики РФ внутри страны и на международной арене по вопросам, связанным с изменением климата и его последствиями. Определено, в частности, что основными задачами политики в области климата являются: укрепление и развитие информационной и научной основы политики в области климата, включая усиление научно-технического и технологического потенциала РФ; разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата; разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат; участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источники экологического права имеют ряд особенностей, предопределенных комплексным характером самой отрасли в системе российского права.

Выделяют следующие виды источников экологического права:  
Основой экологического базиса являются конституционные акты Конституция РФ и Конституции республик РФ. Например, ст. 2, 9, 36, 42, 72, 114 Конституции РФ
Экологические и экологизированные международные нормативно-правовые акты[37] Ст. 15 Конституции РФ как составная часть Российской правовой системы; федеративные договоры; международные договоры; общепризнанные принципы и нормы международного права
Законы: федеральные и субъектов РФ Специальный (полностью экологизированный) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»; федеральные законы (природоохранительные и поресурсные); законы субъектов РФ; другие нормативные акты (Основы законодательства, кодексы и т. д.)
Обычно частично или полностью экологизированные подзаконные акты Указы и распоряжения Президента РФ; Постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативно-правовые акты субъектов РФ; Региональные нормативные акты и решения органов местного самоуправления, их администраций (ст. 132 Конституции РФ) и иные ведомственные нормативные акты, например приказы, инструкции, издаваемые федеральными министерствами для осуществления функции регулирования, использования и охраны отдельных природных ресурсов.

12.3. Система экологического права
и классификация экологических правовых норм



Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и в других отраслях права, в экологическом праве выделяют общую и особенную части. Кроме того, ряд норм составляет специальную часть экологического права.



Общая часть предусматривает: предмет и систему экологического права; источники и принципы экологического права; экологические правоотношения; права собственности и природопользования; экологическую экспертизу; экологический контроль; управление экологией; ответственность за экологические правонарушения.[38]

Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: недро-, водо- и лесопользования; пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос. Правила, регулирующие деятельность человека в области охраны и использования окружающей природной среды – нормы экологического права. Различают нормы: отраслевые – по охране и использованию природных объектов, таких как земля, недра, вода, леса и т. д.; комплексные – по охране и использованию природных комплексов, природной среды в целом; экологизированные, которые содержатся в других отраслях права (административном, уголовном, хозяйственном и т. д.) и требуют соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Разрешительные и обязывающие нормы определяют порядок деятельности природопользователей. В первом случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право выполнять определенные действия, посредством которых осуществляется воздействие на природную среду. Во втором случае природопользователь как участник экологического правоотношения вынужден выполнять соответствующие требования. Восстановительные, или компенсационные, нормы права предусматривают адресованное правонарушителю требование о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации не только расходов на возмещение ущерба, но и затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Карательные императивы имеют место в случаях привлечения к административной, гражданско-правовой, дисциплинарной, имущественной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление. Основаниями для наложения взыскания являются соответственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданско-правовое, трудовое законодательство или Уголовный кодекс. За совершенные экологические правонарушения предприятия, организации и учреждения несут административную и гражданско-правовую ответственность. Поощрительные эколого-правовые нормы касаются преимущественно экономического стимулирования охраны окружающей природной среды. Широкий спектр таких норм предусмотрен Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.05) «Об охране окружающей среды»[39]. Закон устанавливает, например, возможность применения налоговых и иных льгот при внедрении предприятием безотходной технологии, обеспечивающей природоохранительный эффект, поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, льготного кредитования предприятий, эффективно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды. В числе таких мероприятий можно назвать вывод за пределы населенных пунктов экологически небезопасных производственных комплексов.

Управомочивающие нормы устанавливают компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства (Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов) в области охраны окружающей природной среды.








Сейчас читают про: