Т.Гоббс: Единство эмпирических и рациональных методов познания

Томас Гоббс (1588-1679) — крупнейший английский и европейский материалист XVII века. Синтез бэконовского эмпиризма и картезианского рационализма стал главнейшей задачей его философских исследований. Являясь продолжателем и систематизатором учения Бэкона, Гоббс в отличие от него глубоко понимает первостепенное значение математического знания, лежащее в основе рационалистических построений; если на первых ступенях познания главенство принадлежит чувственному познанию, то последующие обобщения требуют рационально-математических приемов и методов обработки материала. Стремление сблизить противоположные выводы своих предшественников видно в истолковании центрального понятия - опыта. Т.Гоббс -последовательный номиналист. Существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена вещей. Поэтому имеется два рода опыта: первый - знание о вещах через восприятие, другой - об именах вещей. Если в первом случае восприятие носит эмпирический характер, то источником второго является разум, который способен именовать вещи и правильно, т.е. рационально применять имена - понятия. Вместо проблемы интуиции выдвигал, таким образом, проблему дефиниции (определение имен). Опираясь на идеи номинализма, одного из теоретических источников механистического материализма нового времени, отрицал врождённые идеи Декарта, понятие субстанции, как духовной, так и материальной.

В обществоведческой доктрине развивает идеи Гуго Гроция (1583-1645) - нидерландского правоведа и философа. В своем труде «Левиафан» Т.Гоббс рассматривает развитие человеческого общества от естественного сознания, где «человек человеку волк», до гражданского состояния, которое учреждается путем общественного договора.

Пантеизм Б.Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), пантеистически отождествляя природу с богом, создает монистическую концепцию о единой субстанции, которая противостоит дуализму Декарта. Субстанция существует в качестве начала и причины всего сущего, является причиной самой себя (causa sui). Неотъемлемыми качествами субстанции (атрибутами) являются мышление и протяжение. Отдельные вещи и идеи представляют ее модусы, т.е. единичные проявления, которые не обладают субстанциональностью. В этом проявляется крайний реализм (в средневековом значении) учения Б.Спинозы, составляющий основу его, доведенного до логического завершения пантеизма.

Учение о субстанции, декларирующее абсолютное тождество бога и природы, души и тела, духовного и материального позволяет Б.Спинозе развить и утвердить один из основополагающих положений рационализма: порядок и связь идей соответствует порядку и связи вещей. Поскольку человек - часть природы и все его действия включены в систему мировой закономерной детерминации и определены ими, постольку «воля и разум - одно и то же». Отсюда известное определение свободы как «познанной необходимости». Мир как единая система может быть по существу понят с помощью геометрического метода. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Этика», «Основы философии Декарта».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: