Тема 1. Сущность маркетинга в сфере культуры.
1. Орфоэпия термина маркетинг: постановка ударения.
2. Базовые понятия исопльзуемые в маркетинге организаций сферы культуры: потребность (факторы влияющие на формирование культурных потребностей) и нужда; товар и продукт (отличительные черты), спрос и рынок (примеры рынков культурной продукции); антрепренер, импресарио, продюсер, маркетолог (дифференциация употребления на основе страны применения и вида культурной деятельности).
3. Эволюция концепций управления производством.
4. Концепция совершенствования производства: сущность и осуществимость в сфере культуры (ввиду «Болезни цен»).
5. Концепция совершенствования товара (направления развития культурного продукта) и ее недостатки.
6. Концепция интенсификации коммерческих усилий: способы реализации в сфере культуры.
7. Концепция «традиционного» маркетинга: функции, цель, сфокусированность на клиенте.
8. Актуальность маркетинга для организаций сферы культуры.
9. Особенности маркетинга для организаций, ориентированных на создание высокохудожественного культурного продукта.
|
|
10. Роль маркетолога в сфере культуры и искусства.
11. Матрица примения «традиционного» маркетинга и маркетинга для организаций, ориентированных на создание высокохудожественного культурного продукта в зависимости от: ориентации (на рынок или на искусство),уникальности (создание оригиналов или тиражирование копий).
12. Концепция социально-этичного маркетинга.
13. Инициатива ООН «Глобальный договор», как форма реализации концепции: принципы и применение организациями Республики Беларусь.
14. Двухстороннее влияние концепции социально-этичного маркетинга на сферу культуры.
15. Процесс управления маркетингом: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, претворение в жизнь маркетинговых мероприятий
Тема 2. Маркетинговые исследования в сфере культуры.
1. Маркетинговые исследования как составляющая аналитической функции.
2. Классификация маркетинговых исследований по этапу работу организации, источнику информации (вторичные, первичные), исследуемому региону.
3. Использование маркетинговой статистики в сфере культуры.
4. Медиана, мода, средняя величина, индекс лояльности потребителя как показатели, определяющие целевые ориентиры производства в сфере культуры (возраст целевой аудитории, ценовую категорию товара, степень удовлетворенности потребителя предлагаемым культурным продуктом и другое).
5. Методы получения первичных данных: эмпирическое наблюдение, опрос, экспереминтальное исследование, панельный анализ.
|
|
6. Наблюдение: обоснование актуальности данного вида исследования на базе эффекта ЛаПьера, выбор места наблюдения в организациях культуры, использование современых средств фиксации.
7. Эксперимент - особенности реализации в сфере культуры.
8. Бенчмаркинг как процесс сравнения деятельности учреждения в сфере культуры с лучшими организациями в отрасли.
9. Вторичные исследования, сущность, внешние и внутренние источники анализа для организаций сферы культуры, контент-анализ в киноиндустрии.
10. Процесс маркетингового исследования: определение проблемы и целей исследования, составление выборки, установление метода установления контакта, сбор и анализ данных, подготовка исследовательского отчета.
11. Опрос как метод получения первичных данных об организациях культуры.
12. Опрос: виды, процент отклика, недостатки и преимущества, способы проведения в сфере культуры, особенности опросов Exit Poll.
13. Инструменты маркетинговых исследований: анкета, аудиметр, пиплметр.
14. Правила составления анкет.
15. Причины ошибок респонеднетов при ответе на анкеты и способы их устранения.
16. Виды закрытых и открытых вопросов: дихотомический; вопрос, предполагающий множественный выбор; шкала Лайкерта; шкала значимости; семантический дифференциал; шкала оценок, шкала готовности к покупке; неструктурированные вопросы; словесные ассоциации; завершение предложения и другие.
Тема 3. Макро и микро среда организаций культуры.
1. Определение маркетинговой среды организации сферы культуры. Факторы макросреды и их влияние на организации культуры.
2. Экономические: зависимость сферы культуры от экономического благосостояния страны и типа экономической среды.
3. Политические: основные функции государства, выполняемые в сфере кульуры.
4. Социокультурные: межнациональные особенности их проявляение и влияние на деятельность маркетолога в сфере культуры.
5. Технико-технологические факторы (использование таких современных технологий как Periscope TV, QR – код, Triggerzone в сфере культуры).
6. Факторы микросреды и их влияние на организации культуры: поставщики, конкуренты, спонсоры, кредитно-финансовые организации, рекламные агентства, посредники.
7. Типы конкуренции в сфере культуры: конкуренты желания; конкурирующие средства удовлетворения конкретного желания; конкурирующие формы удовлетворения данного желания; конкурирующие учреждения.
8. Кредитно-финансовые организации и резервные взносы как форма взаимодействия с организациями культуры. Эмбуш-маркетинг и product-placement, как элемент работы со спонсорами
Тема 4. Внутренняя среда организаций культуры.
1. Составляющие внутренней среды организации в сфере культуры: корпоративная культура, структура оргнизации, фирменный стиль, психологический климат, интелллектуальная собственость.
2. Элементы фирменного стиля: товарный знак, слоган (тэглайн), фирменные цвета, BrandBook, фирменная одежда.
3. Приемы составления слогана.
4. Составление технического задания на разработку фирменного стиля для организаций в сфере культуры.
5. Товарный знак: сущность, этапы регистрации, продолжительность действия, влияние на деятельность в сфере культуры и искусства.
6. Авторское право в системе маркетинга.
7. Личные имущественные и неимущественные права.
8. Значение предупредительных маркировок: ®, ©, ™.
9. SWOT и PEST – анализ, как методы анализа маркетинговой среды организаций культуры.
Тема 5. Отбор целевых рынков в сфере культуры.
1. Массовый и целевой маркетинг: недостатки и преимущества.
2. Этапы целевого маркетинга: сегментирование рынка, выбор целевого сегмента, позиционирование товара.
3. Сегментирование: составление профилей полученных сегментов в сфере культуры.
|
|
4. Выбор целевого сегмента: факторы, определяющие привлекательность сегмента (емкость сегмента, наличие конкурентов и угроза появления новых, прибыльность сегмента, стабильность сегмента во времени, отклик на воздействие, количественное измерение сегмента).
5. Емкость рынка: потенциальная, доступная, пониженная.
6. Метод КОБРЫ (метод количественной оценки базового рынка): алгоритм расчета и возомжности испльзования в сфере культуры.
7. Оценка удельного веса организации в общем обороте рынка.
8. Позиционирование: стратегии (позиционирование лидера, подражание лидеру, репозиционирование лидера) и направления в сфере культуры (позиционирование по личностным качествам художественного руководителя, по репертуару, по исполнителям, по потребителю, по цене и качеству, по имиджу и репутации, по местоположению организации культуры).