С5. «Недуг» Онегина: проблема дворянина начала XIX века или «вечная проблема»?

В романе «Евгений Онегин» Пушкин воплотил один из своих са­мых значительных замыслов — создать образ «героя времени», человека яркого, неординарного, но пресыщенного, охлажденного, утра­тившего способность к живому чувству и замкнувшегося в себе. Поставленную задачу оказалось возможным решить только в романе «Евгений Онегин» с помощью нового художественного метода — реализма.

«Недуг» Онегина, связанный с западноевропейским байронизмом, не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы», в самом европейском городе России. Оторванность Онегина от национальной почвы — вот одна из основных причин его «хандры». Онегин получает типичное для дворян широкое, но не глу­бокое домашнее образование. Воспитанный французами-гувернерами, он свободно владеет французским языком, отлично танцует, одевается по моде, может легко поддержать разговор, обладает безупречными манерами — и вот для него открыты все двери: «Чего ж нам больше? Свет решил, / Что он умен и очень мил». Последствия этого в том, что он не находит своего места в жизни страны, не видит своей связи не только с общими интересами, но и с людьми, наделен­ными «русскою душою». Не в этом ли одна из причин того, что Онегин так и не сумел до конца понять истинно русскую девушку — Татьяну Ларину?

Онегин целых восемь лет потратил на светскую жизнь. Из чего же она состоит? Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Вот еще одна важнейшая при­чина его «болезни»: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу. А результат ее из­вестен: это недуг, «подобный английскому сплину, короче: русская хандра», которая не обязательно приводит к самоубийству, но непре­менно сопровождается охлаждением к жизни. Как сказал В.Г. Белинский об Онегине, «бездеятельность и пошлость жизни ду­шат его; он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хо­рошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так доволь­на, так счастлива самолюбивая посредственность».

Да, вопрос остался открытым. Ведь бывают на свете такие мяту­щиеся натуры, которые не удовлетворяются ничем, которые ищут че­го-то, даже им не вполне понятного, и никогда не находят, пытаются обрести достойное дело в жизни, но лишь вновь и вновь разочаровы­ваются — и все же не оставляют своих поисков. Именно таких людей запечатлела потом русская литература в образах Печорина, Лаврецкого, Обломова, назвав их «лишними».

Никто из них так и не смог излечиться от своего ужасного недуга. Но, может быть, в том-то и дело, что каждый раз нам приходится вновь задумываться над его причинами и пытаться их объяснить уже на примерах из нашей современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: