Методика совместной деятельностиродителей и детей

Содержание

 

Пояснительная записка

1.1. Актуальность методических рекомендаций.

1.2. Цели

1.3. Задачи

1.4. Направление работы с родителями

1.5. Ожидаемые результаты

Методическая часть

2.1. Методика психолого-педагогического просвещения родителей

2.2. методика совместной деятельности родителей и детей

- Основные задачи работы

- Принципами взаимодействия с родителями являются

- Формы взаимодействия ДОО и семьи

Заключение

Практическая часть

Список литературы

Приложения

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Актуальность методических рекомендаций.

«Все второстепенно в сравнении с заботой о детях» – говорил Иоанн Златоуст. И если бы это утверждение стало нормой нашей жизни, исчезли бы все многочисленные проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения.

В концепции модернизации российского образования на период воспитание определено как первостепенный приоритет. Важнейшие задачи воспитания – формирование у дошкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации. В условиях политического и экономического реформирования резко изменилось положение российской семьи, снизились ее доходы, уменьшился жизненный уровень.

Таким образом, социальные условия наших детей далеки от желаемых. Низок процент образованности родителей наших детей. Поэтому проблемы воспитания приобретают в данной социальной ситуации особую актуальность. А работа педагога-дошкольника может стать гораздо результативнее и эффективнее в том случае, когда он сумеет вовлечь в совместную воспитательную деятельность близких для ребенка людей – его родителей.

Совершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – «нет». Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывают дошкольные учреждения. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки.

Семья и образовательное учреждение представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

На протяжении многих веков мир семьи является сильнейшим фактором формирования личности ребенка, что нельзя исключить и не учитывать в процессе работы с детьми в дошкольном учреждении.

Данные методические рекомендации были разработаны с целью повысить уровень эффективного взаимодействия родителей, педагогов и детей.

 

ЦЕЛИ

Цель: повысить уровень взаимоотношений между детьми,родителями и педагогами.

 

1.3 ЗАДАЧИ

1. Установить доверительные,партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду, воспитать потребности делиться друг с другом своимипроблемами и совместно решать их.

2. Активизировать позицию семьи в дошкольном учреждении путем приобщения их к массовым мероприятиям.

3. Способствовать улучшению условий для творческой самореализации детей и родителей.

4. Обновить деятельность родительского комитета в соответствиис требованиями и программой модернизации образования.

5. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.

6. Создать атмосферу взаимопонимания родителей воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

7. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

8. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

1.3 НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.

Одна из главных задач воспитателя – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В учреждении сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:

1. В познавательной деятельности: открытые занятия, праздники знаний и творчества в форме праздников, выпуски газет по проектам. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях.

2. В трудовой деятельности: помощь в оформлении групп и раздевалок, благоустройство и озеленение участка на территории детского сада, выставки поделок и др.

3. В досуге: совместные праздники, подготовка утренников, спектаклей, соревнования, конкурсы. Широкое распространение получают семейные праздники: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, помощь в подготовке и проведение Нового года, День семьи, Неделя здоровья, игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурсы разнообразных поделок и др.

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

 

Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей)

 

1. Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией:

· анкетирование,

· социологические опросы,

· мониторинги и диагностирование.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей):

· повышение педагогической и психологической грамотности;

· знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации.

2. Становление ценностей здорового образа жизни в семье:

· пропаганда здорового образа жизни;

· профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей,

· определение негативных факторов риска для здоровья детей;

· формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

3. Управление образовательной организацией, образовательным процессом:

· участие в работе советов различного уровня (управляющий,родительский комитет, клубы, объединения);

· участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации;

· материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

4. Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся:

· массовые мероприятия с родителями (законными представителями),

· организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и дошкольников,

· проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей),

· участие в подготовке совместных проектов.

Формы взаимодействия ДОО и семьи:

1. Информационно-аналитические формы:

· анкетирование,

· опрос,

· беседа.

2. Познавательные формы:

· круглый стол,

· общее собрание,

· родительские вечера вопросов и ответов,

· педагогическая беседа,

· дни добрых дел,

· дни открытых дверей,

· ознакомительные дни.

3. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.

4. Письменные формы: неформальные записки, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.

5. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

1.4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Проведение открытых занятий с участием родителей.

2. Проведение совместных творческих технических идекоративно-прикладных выставок.

3. Использовать диагностику для определения динамикивзаимодействия родителей, детей и педагогов.

4. Проводить диагностику эффективности взаимодействияродителей, детей и педагогов в учебно-воспитательномпроцессе.

5. Повышение престижа дошкольного учреждения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧКОГОПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

В начале учебного года ставится задача установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребенка. Для этого педагогу следует внимательно наблюдать за поведением детей в учебной или игровой деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм педагога: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Педагог заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, умения и навыки, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, в играх, о его коммуникативных навыках и т.п., важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить: педагог – это партнер в воспитании и становлении личности. И поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Для полноценного диалога с родителями необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы,выработать общие требования к поведению ребенка в семье и в образовательном учреждении. В этом может помочь такая форма работы с родителями, как анкетирование родителей, которое позволяет в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по различным психолого-педагогическим темам.

Для налаживания контактов с семьей наиболее распространенной формой работы с родителями являются: индивидуальные беседы. Эти беседы, возникающие без определенного плана, очень коротки, содержание их всегда имеет педагогическую направленность. Педагог успевает узнать о поведении ребенка дома, о его здоровье, каковы его дела в детском саду, чем он порадовал или огорчил близких ему людей. И, в свою очередь, педагог рассказывает, как вел себя ребенок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался, играл. Даже из этих коротких встреч педагога с родителями становится ясно: существует ли договоренность между ними в вопросах воспитания, каков тон их отношений, насколько авторитетен педагог в глазах родителей.

Для пополнения педагогических знаний родителей используется такая форма работы, как проведение консультаций. Часто у родителей возникает необходимость проконсультироваться с педагогом по различным вопросам воспитания и развития ребенка. Консультация для родителей, как правило, проводятся в устной форме. Не исключается, однако, что какие-то советы, носящие общий характер, могут быть оформлены в виде познавательного материала в родительском уголке: различные памятки для родителей, тематические стенды, информационные объявления.

Вопросы, представляющие интерес одновременно для нескольких родителей, выносятся на групповые консультации.

Родительские собрания как одна из коллективных форм работы с семьей дают возможность систематически знакомить родителей с педагогическими и организационными вопросами. Какие вопросы обсуждаются здесь? Конечно, те, которые вызывают одновременно интерес всех родителей. Главное место в повестке родительского собрания необходимо отводить вопросам воспитания детей. Но важно и другое: организационные и хозяйственно-административные вопросы должны звучать так, чтобы родителям было ясно: все, что делается в учреждении,делается ради удобств детей, их правильного воспитания и развития.

Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической пропаганды. Средоточием всей наглядно-демонстрационной работы учреждения становится так называемый «уголок для родителей». Такие уголки оформлены в раздевалке детского сада.

Здесь помещаются советы и рекомендации для родителей по вопросам воспитания, консультации на различные темы, тематики родительских собраний, памятки для родителей, информационные объявления.

Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от родителей и педагогов не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступиться своими личными интересами. Для того, чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания.

МЕТОДИКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Работа с семьей имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

· объединить усилия для развития и воспитания детей;

· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2.Индивидуальный подход.

3.Сотрудничество, а не наставничество.

4. Готовимся серьезно.

5.Динамичность.

 

Усилия коллектива ДОУ, воспитателей группы по установлению контакта с родителями и обновлению форм взаимодействия с ними приносят свои результаты. В орбиту взаимодействия вошли в том числе:

· Открытые занятия

· Выставки совместного творчества взрослых и детей

· Совместные праздники и развлечения

· Концерты и выступления для родителей

· Круглые столы

· Совместная подготовка детского сада к новому учебному году и многое другое

В результате опросов и бесед с родителями можно констатировать более заинтересованное их отношение к деятельности коллектива и повышение потребности в контакте с воспитателями. Положительным изменениям способствовали как повышение профессиональной компетентности воспитателей, так и обновление взаимодействия педагогов с родителями и родителей с детьми.

Педагоги стали замечать, что родители начали использовать дома в общении с ребенком способы совместной творческой деятельности: озвучивания, изготовление совместных поделок, элементы театрализации, рисование, улучшилась нравственная атмосфера в этих семьях.

Система взаимодействия с родителями помогла им преодолеть авторитаризм и учиться видеть мир с позиции ребенка, относиться к ребенку как к равному, понять его индивидуальность и радоваться личному росту. А самое главное – установить добрые, доверительные отношения с ребенком, эмоционально его поддерживать, осознать, что дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития.

Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в системе «педагог – ребенок – родитель». Новые модели сотрудничества детского сада с семьей, основаны на доверии и партнерстве, направлены на поиск новых решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту и рейтингу ДОУ. Педагоги детского сада используют разнообразные формы работы с семьей: привлечение родителей к организации деятельности ДОУ, творческие отчеты, творческие родительские собрания с домашними заданиями, анкетирование, консультирование.

Большая работа проводится с семьей в группе. Для решения совместных проблем «педагог-ребенок-родитель» заведена «Тетрадь сотворчества», в которую записываются все волнующие вопросы, индивидуальные беседы с родителями. Заведена папка «Портфолио» группы, где родители могут вынести как благодарность воспитателям, так и выразить недовольство или жалобу написать.

Заключение

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: