Выбор темы исследования. Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы условно объединяются в три основные группы

Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы условно объединяются в три основные группы:

  Темы
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др.
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений

 

 


Основные правила выбора темы исследования
Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Условно мы называем их правилами выбора темы исследования.

 

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
Тема должна быть интересна, должна увлекать вас
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

 


Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Кроме того, выбирая тему, надо учитывать следующее:

· Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать Вашим возрастным особенностям. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться людьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

· Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Например, вас интересует поведение ворон в вашем дворе в различное время года, в различных ситуациях и что влияет на их поведение. Следовательно, вы выбираете тему «Поведение ворон во внешней среде».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: