Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы условно объединяются в три основные группы:
Темы |
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов |
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др. |
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений |
Основные правила выбора темы исследования |
Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования |
Тема должна быть интересна, должна увлекать вас |
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро |
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности |
|
|
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Кроме того, выбирая тему, надо учитывать следующее:
· Возможный уровень решения. Естественно, что проблема должна соответствовать Вашим возрастным особенностям. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется ввиду ее формулировка и отбор материала для решения. Одна и та же проблема может решаться людьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
· Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
|
|
Например, вас интересует поведение ворон в вашем дворе в различное время года, в различных ситуациях и что влияет на их поведение. Следовательно, вы выбираете тему «Поведение ворон во внешней среде».