ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»
Т.И. Альберг
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности
(Методические рекомендации для учащихся)
г. Улан-Удэ
сОДЕРЖАНИЕ:
Введение….………………………………………………………………………4
1. Этапы исследовательской работы …………………………………………5
- проблема исследования
- как выявить проблему
- выбор темы исследования
- вопросы в помощь при выборе темы
- цель исследования
- задачи исследования
- гипотеза исследования
2. Организация и методика исследования, выбор методов исследования...11
- составление плана
- действия при составлении тезисов
- виды и способы конспектирования
- аннотация
3. Определение последовательности проведения исследования ………….19
- методические рекомендации по определению последовательности работы
4. Язык, стиль и структурные особенности текста
исследовательской работы………………………………………………….24
|
|
5. Общие правила оформления текста исследовательской работы ……….26
- общие требования к цитируемому материалу
- оформление работы на компьютере
6. Форма представления исследовательских работ ………………………..28
характеристики рефератов
примерная структура реферата
требования к оформлению реферата
критерии оценки реферата
защита реферата
7. Работа над проектом ………………………………………………………38
8. Выступление с научным докладом ……………………………………….40
9. Список использованной литературы……….………………………………44
10. Приложения
Введение
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. В современном стремительно меняющемся мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. Подготовка учащегося к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность учащегося, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для учащегося естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
|
|
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Начиная исследовательскую работу, необходимо чётко спланировать ваши действия, чтобы работа шла успешно, вам придётся отработать следующий алгоритм:
Определение сферы исследования |
Выбор темы исследования |
Определение цели исследования |
Определение задач исследования |
Выработка гипотезы |
Выбор методов исследования |
Определение последовательности проведения исследования |
Сбор и обработка информации исследования |
Анализ и обобщение полученных материалов |
Подготовка доклада |
Актуализация проблемы исследования |
Определение объекта и предмета исследования |
В ходе работы над исследованием необходимо выполнить следующие действия:
· выявить проблему и определить тему будущего исследования;
· сформулировать основные вопросы, ответы на которые вы хотели бы найти;
· попытаться как можно строже обозначить границы исследования;
· разработать гипотезу или гипотезы, в том числе высказать и нереальные провокационные идеи;
· выбрать методы исследования;
· определить последовательность проведения исследования;
· зафиксировать полученные знания;
· структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы;
· дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования;
· защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.