Монополистическая конкуренция, олигополия

На рынках с монополистической конкуренцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон, поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором, цена равна средним общим издержкам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее, цена превышает предельные издержки и минимально возможные средние издержки в долгосрочном периоде. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.

На олигополистических рынках конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен. Главной чертой такой рыночной структуры является существование олигополистической взаимосвязи. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.

В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. К таким моделям относятся: модель Курно, модель ломанной кривой спроса, модель лидерства в ценах и модель ценообразования по принципу «издержки плюс». Общей теории олигополии не существует.

 

ТЕСТЫ

Найдите единственно верный ответ.

9.1 В 2000 году отрасль «А» функционировала в условиях совершенной конкуренции и находилась в долгосрочном равновесии. В 2001 г. фирмы, оперирующие в отрасли, образовали картель. В результате все участники отраслевого картеля получили в 2001 г. экономическую прибыль на 10 млрд. руб. больше, чем в 2000 г. Экономическая прибыль картеля в 2001 г. составляла:

а) 0;

б) меньше 10 млрд. руб.;

в) 10 млрд. руб.;

г) больше 10 млрд. руб.;

д) для ответа недостаточно информации.

 

9.2 Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют следующую общую черту:

а) выпускаются дифференцированные товары;

б) оперирует множество покупателей и продавцов;

в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;

г) выпускаются однородные товары;

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов;

 

9.3 Предельный доход не ниже рыночной цены у:

а) монополистических конкурентов;

б) монополистов;

в) участников картеля;

г) олигополистов, не участвующих в картеле;

д) совершенных конкурентов.

 

ЗАДАЧИ

9.1 На олигополистичеком рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 9.1 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.

Таблица 9.1

Цена, руб. Объем спроса, ед. Объем выпуска, ед. Общие издержки, руб.
       
       
       
       
       

 

а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Используя предположение пункта (а), определить какой объем выпуска выберет каждая фирма.

в) Появятся ли на рынке в перспективе новые фирмы?

 

9.2 В таблице 9.2 приведены стратегии двух фирм «А» и «Б». Цифры (в тыс. руб.) в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы «Б» и суммы убытков для фирмы «А».

Таблица 9.2

  Стратегия фирмы «А»
   
Стратегия фирмы «Б»      
     

а) Какова доминантная стратегия для фирмы «А»?

б) Какова доминантная стратегия для фирмы «Б»?

в) Какое решение в этой ситуации будет равновесным?

г) Какие убытки понесет фирма «А» при равновесном решении?

д) Какие доходы получит фирма «Б» при равновесном решении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: