Рынок совершенной конкуренции

 

В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют следующие типы рынков: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничен; число покупателей на этом рынке велико, все продавцы и покупатели обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров. В таких условиях ни одна фирма не обладает долей рынка, способной влиять на цену продукта.

На совершенном рынке потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. Поэтому средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта и совпадают с кривой спроса.

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и равен текущей рыночной цене (правило MR=MC=P). Максимум прибыли в этом случае не обязательно означает положительную экономическую прибыль. Если цена продукта в краткосрочном интервале превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена точно равна средним издержка, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства (получает нулевую прибыль). Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

Кривая предложения конкурентной фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли, на краткосрочном временном интервале совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

В этих условиях равновесная цена в краткосрочном периоде устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая индивидуальная фирма может получать либо экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. А в долгосрочной перспективе рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли в этих условиях получают нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие P = MR = SAC = SMC = LAC = LMC.

 

ЗАДАЧИ

7.1 Книжное издательство планирует выпустить книгу. Средние издержки на ее производство составляют 4 + 4000/Q, где Q – количество книг, выпущенных за год. Планируемая цена книги – 80 руб. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

 

7.2 В отрасли функционирует 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 20 руб., 6 единиц – 30 руб., 7 единиц – 50 руб., 8 единиц – 70 руб.

а) Если рыночная цена продукта будет равна 30 руб., то каким будет отраслевой выпуск продукции в месяц?

б) Если рыночная цена продукта поднимется до 60 руб., то каким станет отраслевой выпуск продукции в месяц?

 

7.3 В таблице 7.1 представлены данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию, выполните следующие задания.

а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.

б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?

в) Постройте кривые AR, MR, ATC, AVC, AFC, MC. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.

Таблица 7.1

Переменный ресурс Q PN PQ TR AR MR TC TFC TVC ATC AVC AFC MC
единицы руб.
        - - - -   - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
      - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - -- - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -

Примечание - в головке таблицы использованы следующие сокращения: Q – объем продукции; PN – цена переменного ресурса; PQ – цена единицы продукции; TR – общий доход; AR – средний доход; MR – предельный доход; TC – общие издержки; TFC – общие постоянные издержки; TVC – общие переменные издержки; АТС – средние издержки; AVC – средние переменные издержки; AFC – средние постоянные издержки, МС – предельные издержки.

 

7.4 В таблице 7.2 представлена функция общих издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Таблица 7.2

Выпуск продукции, ед.            
Общие издержки, руб.            

а) Какой объем выпуска продукции выберет фирма при следующих вариантах рыночной цены товара: 30 руб., 50 руб., 70 руб., 90 руб. Какую прибыль получит фирма при указанных вариантах цены товара?

б) Если отрасль состоит из 1000 фирм, и каждая из них имеет функцию издержек, приведенную в таблице 7.2, то какова будет функция предложения (таблица 7.3)?

Таблица 7.3

Цена, руб.        
Объем предложения, ед. - - - -

в) В таблице 7.4 приведена функция рыночного спроса. Определите равновесную цену продукта.

Таблица 7.4

Цена, руб.        
Объем спроса, ед.        

г) Какова величина объема выпуска продукции каждой фирмы?

д) Какую прибыль будет получать каждая фирма?

Е) Что будут делать фирмы в долгосрочном периоде: вступать в отрасль или покидать ее?

 

ТЕМА 8

МОНОПОЛИЯ

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Кривая спроса на продукт монополии является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара, всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, предельный доход положителен, и общий доход монополиста растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход отрицателен, и общий доход падает. В случае единичной эластичности спроса предельный доход равен нулю и общий доход максимален.

Монополия максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC). Цена, устанавливаемая монополистом, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, дающего максимум прибыли (используется правило «большого пальца»). Поскольку монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, то для нее не существует определенной кривой предложения.

В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукта устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются «естественными монополиями» и находятся под контролем государства. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования: цена устанавливается равной предельным издержкам; цена устанавливается равной средним издержкам; устанавливается «двухставочный тариф».

 

ЗАДАЧИ

8.1 Допустим, предприятие «А» полностью монополизировала производство соды кальцинированной. Следующая информация отражает положение предприятия:

Предельный доход = 1000 - 20·Q.

Общий доход = 1000·Q - 10·Q2.

Предельные издержки = 100 + 10·Q,

где Q – объем выпуска соды кальцинированной, тыс. т, Р – цена одной тонны продукции, руб.

Сколько тонн соды кальцинированной будет продано и по какой цене, если:

а) фирма функционирует как простая монополия?

б) отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?

 

8.2 Функция общих затрат монополиста имеет следующий вид:

ТС = 100 + 3·Q,

где Q – количество единиц продукции, производимое в месяц, т.

Функция спроса на продукцию монополиста следующая:

Р = 200 – Q,

где Р – цена продукта, руб.

а) Какой будет общий доход и предельный доход монополиста, если он производит 20 т продукции в месяц?

б) Если монополист производит 19 т продукции, то при увеличении объема выпуска на одну единицу каким образом изменится прибыль?

 

8.3 Ценовая эластичность спроса продукции, выпускаемой монополистом равна –4, а предельные издержки составляют 90 руб. на единицу продукции.

а) Определите цену, устанавливаемую монополистом, согласно правилу «большого пальца».

б) Установите степень монопольной власти на основе коэффициента Лернера.

 

8.4 На рисунке 8.1 представлена графическая модель доходов и издержек фирмы-монополиста.

Определите:

а) оптимальный объем производства и оптимальный уровень цены, способствующие максимизации прибыли монополиста;

б) прибыль монополиста;

в) степень монопольной власти (коэффициент Лернера).


Рисунок 8.1 – Модель доходов и издержек фирмы-монополиста

8.5 Издержки фирмы-монополиста заданы следующей функцией:

;

Спрос на товар фирмы описывается следующим уравнением:

,

Определите монопольную цену и соответствующий объем производства.

 

8.6 В таблице 8.1 представлена карта спроса на двух рынках, монополизированных одной монополией. Предположим, что АТС = МС = 4 руб. при любом объеме производства.

Таблица 8.1

Цена, руб. Объем спроса на рынке А, ед. Объем спроса на рынке Б, ед.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

а) Допустим, что монополия не осуществляет ценовую дискриминацию. Постройте графики рыночного спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии, предварительно рассчитав соответствующие величины.

б) Используя допущения пункта (а), определите объем выпуска, максимизирующий прибыль, цену продукта и величину прибыли монополиста.

в) Допустим, что монополия проводит политику ценовой дискриминации, сегментируя рынок. Постройте графики спроса, предельного дохода и предельных издержек монополии на рынках А и Б, предварительно рассчитав соответствующие величины.

г) Используя допущения пункта (в), определите объем выпуска, максимизирующий прибыль, цену продукта и величину прибыли монополии на каждом рынке.

д) На сколько больше прибыли получает монополия, осуществляя ценовую дискриминацию?

ТЕМА 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: