Лидерство и менеджмент: различия и взаимосвязь

ЛИДЕРСТВО –способность оказывать влияние на отдельных лиц и групп людей, направляя их усилия на достижение определенных целей.

Лидерство — это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.

Существуют понятия

«формальный лидер» — руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества,

и «неформальный лидер» — сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.

Сравнительный анализ функций менеджера и лидера
Менеджер Лидер
Администратор Новатор
поучает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действий — план Основа действий — видение_____
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Воплощает_решения
Делает вещи правильно Делает правильные вещи
Пользуется уважением Пользуется обожанием

Типы отношений управления менеджмента и ли­дерства различаются по содержанию. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лиде­ром, и наоборот. Их основные характеристики нахо­дятся как бы в разных измерениях.

 

Исследования теории лидер­ства велись в нескольких направлениях, которые сформиро­вались в четыре научных подхода: личностный, поведенчес­кий, ситуационный, комплексный. Наиболее известные пред­ставители этих подходов и основные положения их теорий представлены в таблице 11.1.

Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный.

 

Характеристики Годы Исследователи Основные положения
Личностный подход 1930- 1950 гт. Р. Строгилл, К. Бэрд, Э. Гизелли, Р. Манн и др. Утверждение о том, что существует оп­ределенный набор личностных качеств руководителя, кото­рый определяет эф­фективность руково­дства
Поведенческий подход 1949- 1970 гг. Д. Мак-Грегор, К. Левин, Р. Лайкерт, П. Блейк, Д. Мутон и др. Предположение о том, что существует один наиболее эф­фективный стиль руководства, осно­ванный на опреде­ленном поведении руководителя
Ситуационный подход 1960- 1990 гг. Ф. Фидлер, Т. Митчел, В. Врум, П. Йеттон, П. Херси и К. Бланшар и др. Определение влия­ния различных фак­торов на действия руководителя в зави­симости от управ­ленческой ситуации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: