Галактика Гуттенберга и галактика мультимедиа

 

«Галактика Гуттенберга» - так известный исследователь современных массовых коммуникаций Маршалл Маклюэн назвал свою книгу (вышла в свет 1962 году[1]) и целую эпоху в истории человечества.

Галактика Гуттенберга – эта вся совокупность книг и другой печатной продукции, вся информация, зафиксированная печатным образом со времени изобретения печатного станка Иоганном Гуттенбергом. В более широком смысле галактика Гуттенберга – это культурно-исторический пласт в истории цивилизации, связанный с печатной фиксацией знаний.

В галактике Гуттенберга на первое место из всех видов искусства выходит литература. Литература, позднее публицистика и журналистика, становятся универсальным способом общественной мысли. Развиваются политика, философия, гуманитарные и точные науки, технологии. Ускорение процесса накопления знаний, в свою очередь, подстегивает научно-технический прогресс. В каком-то смысле человек полетел в космос благодаря Гуттенбергу. Ведь научная революция была бы невозможной без революции Гуттенберга.

В свою очередь, научно-технический прогресс вызвал к жизни новые средства коммуникации – электронные. Еще в 60-е годы ученые стали спорить о том, вытеснит ли телевизор книгу или театр из нашей жизни. Пока не вытеснил. Но телевидение уже оказывает огромное влияние на нашу жизнь.

Эпоха информационного бума, или как ее еще называют, информационный потоп, обрушилась на человечество практически сразу, с точки зрения исторического времени – внезапно. Многие тысячелетия человечество жило устной традицией. Несколько десятков веков существует письменность. Чуть более пятисот лет существует книгопечатание. И лишь 50-60 лет существует телевидение, предвестник новой эпохи. Интернет же обрушился на человечество за сущие мгновения – за срок примерно с 1980 года он захватил всю цивилизацию.

Сейчас даже невозможно полностью осознать общественные и эволюционные последствия информационного бума. Ведь еще даже не сменилось поколение, впервые увидевшее телевизор. Мы еще не знаем, как скажется на психике человечества тот феномен, подмеченный Маклюэном – благодаря телевидению ребенок с малолетства включен во взрослые новости и переживания. В прежние века это было немыслимо – многое из взрослой жизни считалось недопустимым, вредным и запрещенным для ребенка. На этом построена в том числе и современная социальная мораль. По которой уже нанесен еще неоцененный, но очень мощный удар.

И еще более немыслимые преобразования с психикой человечества могут совершить позднейшие средства коммуникации, прежде всего мобильный телефон[3] и Интеренет. Прежде любая информация, получаемая ребенком, так или иначе контролировалась взрослыми. Интернет уже делает современного ребенка абсолютно свободным с точки зрения получения информации. Что из этого выйдет – никто не знает.

Информационные потоки, передаваемые с помощью телевидения и Интернета, огромны. Коммуникация снова стала аудио-визуальной, как в дописьменную эпоху. Только теперь не требуется непосредственного присутствия коммуниканта, а общение является массовым – в нем одновременно могут участвовать миллионы получателей сообщения.

Но аудио-визуальный способ восприятия данных не стал доминирующим. Почти сразу после возникновения телевизионной коммуникации Интернет привел к появлению новой формы письменной речи - интернетного новояза, имеющего признаки устного интерактива. Можно признать, что сейчас нет какого-либо доминирующего способа восприятия информации – акустического, визуального, текстового. Развиваются все три способа.

Современные средства передачи данных предлагают удачный термин для описания этого феномена – мультимедиа[4]. На смену галактике Гуттенберга пришла галактика мультимедиа. Нет никаких сомнений, что по своему революционному воздействию на человечество мультимедиа сравнимы с открытием Гуттенберга. Но оценить масштаб и последствия этого воздействия мы пока не можем, ибо сами являемся объектом этого воздействия.

А может быть, и жертвой.

Телевидение сделало диалог массовым, Интернет может сделать массовые коммуникации персонифицированными. Эпоху книгопечатания и затем эпоху телевидения сделала получателя информации публикой. Теперь же массовая коммуникация в Интернете уничтожает понятие публики. В Интернете публика одновременно является и творцом, и получателем сообщений. Любой человек, не выходя из своего дома, может принять участие в политике, в войне, в оргиях, в спортивных событиях. Безо всякой ответственности. Что станет с человеческим поведением от таких возможностей – неизвестно.

«Электронная система является продолжением центральной нервной системы» - заявляет Маклюэн. Пока еще этот тезис является некоторой метафорой. Впрочем, ученые уже проводят эксперименты по вживлению электродов в тело – напрямую к нервным окончаниям. Если довести эту логику до конца, то человек вскоре сам станет мультимедиа. И тогда в таком человеке воплотится новая редакция ключевого тезиса Маклюэна, а именно: «Человек есть содержание средства».

 

 

Интернет и бизнес

(см. лекции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: