double arrow

I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии

1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года

БИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

 

Москва

2017

Авторы-составители: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.

 

 

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 г. по биологии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2017 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2017 г. по биологии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по биологии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А., 2017

© Федеральный институт педагогических измерений, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии.. 5

II. Система оценивания заданий с развернутым ответом... 6

III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа.. 7

IV. Инструкции для экспертов по оцениванию заданий части 2. 12

V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок.. 17


ВВЕДЕНИЕ

 

В новой модели единого государственного (ЕГЭ) по биологии особый акцент сделан на усиление системно-деятельностного подхода и разнообразие практико-ориентированной направленности КИМ. Это потребовало скорректировать подходы к построению экзаменационной работы, предложить задания нового формата. В КИМ ЕГЭ включены новые типы заданий, оценивающие умения работать со схемами, статистическими таблицами, графиками, текстовой биологической информацией. Усовершенствованы типовые задания на анализ визуальной информации.

Поскольку на ЕГЭ по биологии в настоящее время затруднено использование лабораторного оборудования, то овладение методологическими умениями проверяется при помощи модельных заданий. Эти задания либо направлены на анализ одного из методов или результатов эксперимента, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, делать выводы на основании анализа полученных результатов.

Объектом контроля, как и в прежние годы, служат знания, составляющие инвариантное ядро содержания курса биологии основной и средней школы: разделы «Растения», «Бактерии, грибы, лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». В экзаменационной работе, как и прежде, преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной и средней школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.

В экзаменационной работе контролируется не только знания учащихся по биологии, но и сформированность у выпускников различных общеучебных умений и способов действий.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает 28 заданий, различающихся форме и уровню сложности.

Часть 1 включает 21 задание: 6 заданий – с множественным выбором с рисунком или без рисунка; 6 заданий – на установление соответствия с рисунком или без рисунка; 3 задания – на установление последовательности систематических таксонов, биологических процессов, явлений; 1 задание – на дополнение схемы; 1 задание – на дополнение таблицы, с использованием с рисунка или без рисунка; 1 задание на анализ графика, табличных данных, диаграмм.

Часть 2 осталась без изменений. Она, как и прежде, включает 7 заданий с развёрнутым ответом и оценивается от 0 до 3 баллов, в зависимости от числа элементов ответа, полноты и правильности ответа. Всего баллов за задания 2 части – 20.

Максимальное количество баллов за всю работу – 59.

 


I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии

Часть 2 в экзаменационной модели 2017 не претерпела изменений, каждый вариант экзаменационной работы содержит 7 заданий:

· 1 задание – с двумя элементами ответа, высокий уровень - 22

· 6 заданий – с тремя и более элементами ответа, высокий уровень - 23–28

Эти задания оцениваются соответственно максимальными баллами 2 и 3.

Включение в экзаменационную работу заданий со свободным ответом имеет большое значение для получения объективных результатов при проведения ЕГЭ. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

Задания с двумя элементами ответа - 22 контролируют знания по всем блокам содержания, умение выпускников применять в практических ситуациях биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции. Эти задания относят к заданиям повышенного уровня сложности и оцениваются максимально в два балла.

Задания с тремя и более элементами ответа – 23-28 контролируют усвоение нескольких элементов знаний (от 3 до 6), умение применять знания в измененной и новой ситуации и оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Они рассчитаны на анализ, объяснение того или иного явления и требуют от учащихся знаний биологических закономерностей, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, работать с текстом, рисунком, схемой, решать задачи по генетике, цитологии, эволюции и экологии.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: