Методы преподавания рисования в Древней Греции

Достижения египетских художников интересовали и греческих художников. Они многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку - например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске, но глиняную поверхность они заменили восковой. Однако знакомясь с методами преподавания искусства в Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали молодых художников внимательно изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек.

В 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о соразмерности частей человеческого тела и установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые разрешил проблему «contraposto»- т.е. внутреннюю подвижность стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Фигура человека начала изображаться очень естественно и жизненно.

Приступая к анализу истории методов обучения изобразительному искусству в Греции, необходимо вспомнить имя прекрасного рисовальщика Полигнота.

Аристотель отмечал, что Полигнот идеально передавал форму человеческого тела, он развил культуру линейного рисунка, и научил уважать линию и передавать ею движение и жизнь человеческих фигур.

Настоящие же заслуги приписываются Аполлодору. Он считается первым тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Было время, когда светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталось за чудо.

К IV веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывая ее закономерности, воспитывая любовь к изучению красоты природы.

Сикионская школа рисунка была основана Эвпомпом. Учеником Эвпомпа был Памфил. У Памфила была своя методика обучения. Курс обучения продолжался 12 лет.

Несколько слов о технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на дощечках. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом доски покрывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом; для рисования красками и кистью буковую доску грунтовали левкасом белого цвета. Такие доски в основном применялись для ученических работ, для набросков и эскизов. На вощенных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры. Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разравнивал восковую плоскость и наносил новый.

Итак, в древней Греции был заложен метод научного понимания искусства.

Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции.

Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

Греческие художники-педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладеть искусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который по-ремесленнически подходил к искусству.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: