В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений.
Такого рода занятия служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся.
Декоративное рисование ставит свое задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства.
На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского и других народов.
Помимо того, что учащиеся знакомятся с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформления платка, тарелки, полотенца и т.д., надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц - и затем стилизовать эти формы в своих композициях.
|
|
Рассматривая и изучая орнамент какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета.
В начальных классах занятия по декоративному искусству в основном ограничиваются копированием народных узоров – это составление несложных узоров из прямых и кривых линий.
Затем следует комбинирование элементов народных узоров по композиционной схеме, данной учителем.
Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу, шкатулку и т.д.
Завершают работы по декоративному рисованию задания на составление эскизов декоративного оформления, графических работ и оформление школы.
Рисование на темы.
В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие работы на разнообразные темы.
Тематическое рисование лает возможность учащимся возможность передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т.е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности. Приучает детей к самостоятельной работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках – композициях дети непосредственно выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Этот вид работы школьника должен проходить под наблюдением и руководством учителя. Если учитель суме заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, то и творческий процесс будет проходить более активно. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
|
|
Изображение сюжетов из окружающей действительности желательно строить таким образом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры.
В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциях соотношениях между частями человеческой фигуры.
Для обогащения зрительных представлений предлагаются по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры – это подсобный материал для композиции.
Тематическое рисование имеет большое значение для преподавателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным миром воспитанников, проследить, как развиваются его способности образного мышления.