double arrow

Дидактические пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования

Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи располагают значитель­ными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно использованы на уроках изобразительного искусства. Однако, чтобы решить эту задачу, необходимо максимально применять принцип корригирующего и воспитывающего обучения — один из важнейших в дидактике специальной школы. Решающее значение для реализации этого принципа на уроках изобразительного искусства имеет система спосо­бов обучения и воспитания, включающая наиболее существенные компоненты педагогического процесса. В этой связи целесообразно использовать основные пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы, охватывающие все характеристики процесса обучения на уроках рисования. К ним относятся:

1. Комплексное планирование и конкретизация обра­зовательных, коррекционных и воспитательных задач каждого урока в соответствии с задачами школы V вида.

Развитие детей на уроках рисования не может происходить спонтанно и выступать как результат любой изобрази­тельной деятельности. В связи с этим особого внимания требует планирование специальных задач обучения и воспитания.

Как показывает практика, при подготовке к уроку рисования формулируются зачастую только учебные задачи, реже — воспитательные. Нередки случаи, когда тема и цель урока отождествляются. Что касается специфических коррекционных задач, то они чаще всего вообще не планируются. Считается, что включение их в учебный про­цесс само собой разумеется. Но именно отсутствие задач, не­обходимых для специального обучения и воспитания, резко снижает развивающий характер занятий по изобразительной деятельности.

Одна из причин такого подхода к планированию процесса обучения — прямой перенос дидактических требований, ха­рактерных для массовой школы, где на уроках изобразительного искусства на первый план выдвигается развитие изобра­зительных навыков и художественно-творческих способностей учащихся. Для школы пятого вида подобная трактовка дидактических задач оказывается односторонней, поскольку вступает в противоречие с основными требования­ми к специальному обучению. Поэтому особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать на уроках коррекционный процесс, органически сочетая учебные, коррекционные и воспитательные задачи, работать над коррекцией и развитием речи учащихся на каждом уроке, в том числе и на уроках изобразительной деятельности.

Параллельное решение многих задач на одном уроке представляет сложную организационно-методическую задачу. Тем не менее, важно заранее определить, какие психически процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) будут подвергаться в ходе урока наибольшей воздействию со стороны учителя и как лучше осуществлять регуляцию этих процессов в целях их совершенствования. Кроме того, необходимо обозначить воспитательные задачи, имеющие нравственный, эмоционально-эстетический характер, а также задачи, предусматривающие организацию поведения, развитие активности, аккуратности, критического отношения к себе, результатам своего труда и т. д.

Не менее важно заранее планировать микроцели, которые направлены на преодоление у некоторых учеников недостатков развития, требующих индивидуального подхода. Имеется в виду преодоление инертности, безразличия, безынициативности — у одних, негативизма и упрямства, у других, двигательного беспокойства, импульсивных действий, агрессивности — у третьих. Если такие задачи предусматривать заблаговременно, то коррекционно-развивающие и воспитательные функции урока будут резко снижаться.

Хорошо продуманный урок отличается многоплановостью и комплексностью. При этом под комплексностью подразумевается взаимосвязь в решении поставленных задач, единство в их реализации.

2. Выделение в содержании обучения главных, веду­щих звеньев, усиливающих коррекционно-развивающее влияние изобразительной деятельности, подчинение со­держания каждого урока задачам совершенствования по­знавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфе­ры учащихся.

Это в известной степени определяется видом работы (ри­сование с натуры, декоративное, тематическое), в зависимости от особенностей которого происходит перераспределение психофизической нагрузки школьников. В частности, уроки рисования с натуры целесообразно подчинить формированию представлений и развитию процессов анализа, синтеза, срав­нения, абстрагирования. Вычленяя эти мыслительные опера­ции, учитель тем самым дает учащимся возможность свобод­но оперировать такими категориями, как форма, величина, цвет. Изображение разных объектов создает широкие возможности для развития пространственной ориентировки.

Уроки декоративного рисования в наибольшей степени способствуют формированию графических навыков (удержание направления движения, прекращение движения в нужной точке, регуляция силы нажима на карандаш и др.). В процессе целенаправленных занятий преодолеваются недостатки моторики. Разнообразные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным движениям, придают твердость и гибкость руке. Особое коррекционное значение имеет раскрашивание декоративных ри­сунков цветными карандашами.

Уроки тематического рисования особенно благоприятны для того, чтобы закрепить в графической форме зрительные образы тех или иных предметов. Иллюстрирование специально подобранных рассказов-описаний как одно из направлений работы может быть рационально использовано для развития у детей пространственной ориентировки. Проектирование деятельности, с помощью которой решаются основные задачи, — важный резерв повышения развивающей роли уроков рисования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: