Расшифровка терминов

Метод, по мнению Е. П. Прохорова, можно определить как такую совокупность знаний (общих и специально-журналистских), использование которых в качестве способов творческой деятельности приводит к созданию произведения в единстве содержания и формы.

По определению М. Н. Кима, термином «метод» обозначаются те творческие принципы, на основе которых, с одной стороны, осваивается содержание реальной действительности, а с другой — созидается содержательная целостность журналистского произведения.

Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы.

Методология — это учение о сущности, системе и способах применения методов, обеспечивающих полноту и правильность решения задач, поставленных наукой, это и применение системы логических приемов и специальных методов исследования явлений журналистики.

Методология включает в себя:

– общую методологию познания, вырабатывающую мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения для всех наук;

– методы научного познания, которые делятся на:

· методы изучения (система приемов познания объектов действительности, помогающая увидеть сущностные черты явления, раскрыть его природу, закономерности функционирования и развития, связи с другими явлениями);

· методы изложения (система презентации аудитории тех сведений, данных, которые получены в ходе изучения);

– методологические основы научной творчески-познавательной деятельности (включаясь в познавательную деятельность, журналист должен четко представлять, какими средствами и приемами можно достичь поставленной цели);

– методологические принципы изложения (творчество журналиста осуществляется в соответствии с законами социальной практики).

Составляющие методологической культуры:

общая методология познания социальных явлений (обладая знаниями об обществе и владея соответствующими методиками, журналист умеет их применять);

общая журналистская методология (представление о журналистике как о социальном явлении, ее функциях, принципах, законах массово-информационной деятельности);

конкретные методы получения информации, определение способов ее интерпретации и распространения.

В. М. Горохов выделил пять уровней, характеризующих степень обобщенности методов познания:

философский (диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология задает общее направление исследования, ориентирует на общий результат и выработку генеральной стратегии);

общенаучные методы познания, используемые в журналистике в соответствии с социальными функциями; это логические методы и приемы познания: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и сравнение;

специальные научные методы, применяемые в журналистике (социологический опрос, психологическое наблюдение, экономический анализ и др.);

междисциплинарные методы (синтез научных методов и способов художественного отображения действительности);

творческие приемы, адекватные конкретным особенностям проблемной ситуации, замыслу произведения и запросам целевой аудитории (вырабатываются, как правило, на индивидуальном уровне).

«Формирование методов деятельности журналиста в творческом акте определяется следующими факторами:

– стадийность творческого процесса;

– комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

– характер источников информации (структура информационной среды);

– законы познания, законы восприятия и переработки информации;

– законы общения.

Это обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта — во-вторых» [27, с. 42].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: