double arrow

Эксперимент как метод введения в ситуацию искусственного импульса, позволяющего журналисту получить необходимые знания.

«Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих не него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя» [17, с. 26]. Эксперимент всегда связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта.

В зависимости от силы импульса выделяются разновидности:

– «чистый» эксперимент как крайний полюс экспериментирования;

– естественный эксперимент;

– псевдоэкспериментирование или экспериментальное наблюдение.

Как правило, эксперимент проводится на основе экспериментальной ситуации, в которой проявляется деятельность изучаемого объекта.

Мотивы, которые вызывают необходимость экспериментальной ситуации:

– недостаточность нужной журналисту информации для проверки или уточнения его гипотезы;

– невозможность получить эту информацию обычными методами;

– необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Типы экспериментальных ситуаций:

– в последовательном эксперименте наблюдаемый объект выступает в двух состояниях — обычном и экспериментальном (доказательство строится на сравнении этих состояний);

параллельный эксперимент проводится для сравнения состояния разных объектов в одно и то же время;

естественный эксперимент не предусматривает активного вмешательства исследователя, который лишь наблюдает за процессом и ждет его результатов.

Существуют две разновидности ролевого поведения экспериментатора:

– журналист меняет профессию;

– журналист наблюдает за специально организованной ситуацией.

В первом случае четко проявляется и степень перевоплощения журналиста:

– «слабое» экспериментирование (журналист лишь фиксирует происходящее, находит тематический «ход»);

– «эксперимент поневоле»;

– «испытано на себе»;

– «деятельный работник»;

– «внедрение»;

– «подставная фигура».

Для журналистского эксперимента, объектом которого являются различные человеческие отношения, характерны обилие, комплексность переменных, которые оказывают влияние на состояние объекта. «В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить свои гипотезы, «проиграть» некие житейские обстоятельства, которые позволили бы ему лучше познать изучаемый объект» [27, с. 136].

В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить искусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную ситуацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

Среди приемов такого конструирования можно выделить следующие:

– «кто меня остановит»;

– «по следам»;

– «комиссия»;

– «положительный образец»;

– «руководитель службы в роли ее клиента»;

– «экспертная оценка»;

– «меченые атомы»;

– «симуляционный метод».

«Симуляционный метод» наиболее наглядно демонстрирует целенаправленное конструирование нужной ситуации и находится «на грани фола» — еще чуть-чуть, и можно говорить о нарушении этических и профессиональных норм журналистики.

Проведение эксперимента требует особой квалификации и владения специальными методиками. Это требование особенно актуально для тележурналистов: в последние годы метод воссоздания искусственной ситуации, в которую попадают ничего не подозревающие люди, становится основой для создания многих телевизионных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: