Составляющие метода интервью:
а) общая подготовка:
– высокий уровень интеллекта и эрудиции (психологи установили, что воспринимаемый субъект — в нашем случае журналист — делает заключение о познаваемой личности на основании собственного опыта и имеющихся знаний; поэтому интеллектуальное развитие журналиста, накопление им разносторонних познаний в самых разных областях человеческой деятельности, а иначе говоря, общая эрудиция, отнюдь не благое пожелание, а просто профессиональное требование);
– специальные профессиональные знания и умения (теория журналистики: знание специфики тележанров, основных приемов и методов сбора информации; представление о «своей» аудитории: ее структуре, интересах, потребностях — ведь, в конечном счете, именно для этих людей журналист и работает);
– журналистская специализация (изучать какой-то предмет до уровня специалиста невозможно, да и не нужно, но специализация так или иначе необходима; можно поспорить о категоричности утверждения Феликса Медведева, сказавшего, что «журналист должен работать в одной теме, а Ломоносовых от журналистики не бывает», но большая доля истины в этом есть);
|
|
– этические нормы журналистики;
б) конкретная подготовка — самый важный этап, включающий:
– выбор темы и жанровых рамок;
– вхождение в тему (предварительное изучение материала и знакомство с собеседником);
– определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора (виды вопросов: по форме — открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные; по функциям — основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседника — нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разговора — контактные, адресные, программные, эфирные);
– требования к вопросам — ясность и краткость, конкретность, корректность, формулировки, не допускающие односложных ответов, умение «беречь паузу»;
– использование невербальных элементов интервью (проксемика — время и место разговора; паралингвистика — громкость, тембр и тональность речи, интонация, смех; кинесика — мимика, жесты, позы, походка; контакт глаз);
в) психологическая подготовка интервьюера:
– умение выстроить четыре фазы общения:
· период адаптации,
· сам разговор,
· разрядка, снятие напряжения,
· обеспечение комфортного состояния после общения;
– создание атмосферы доверия:
· умение слушать,
· учитывать психологию собеседника,
· создать образ «положительного» интервьюера (развенчать негативные стереотипы),
· знать и уметь применять приемы установления психологических контактов, способы общения, техники активного слушания и приемы, способствующие взаимопониманию,
|
|
· уметь вести разговор в конфликтной ситуации,
– при необходимости использовать игровые варианты интервьюирования, различные роли и маски.
Теоретические методы
а) формально-логические, или методы выводного знания:
– индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к знанию об общем; два вида индукции: полная — умозаключение о всем классе предметов делается на основании изучения каждого из них, неполная — изучения только отдельных);
– дедуктивное умозаключение — развитие мысли от общего к частному;
– традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и аналогиях (аналогия проводится по существенным, главным, качественно единым признакам исследуемых явлений; сравнение устанавливает сходство и различие разных предметов);
б) содержательно-логические методы, выявляющие связи предмета — внутренние и внешние:
– анализ и синтез (разделение предмета изучения на его составляющие, их исследование, а затем — соединение);
– гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучаемого явления в будущем, проявляется в формах догадки, предположения);
– метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его развитии существовали, что он представляет в настоящий момент);
– абстрагирование — мысленное выделение интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков (результаты абстрагирования — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации);
– моделирование — замена изучаемого предмета или явления на его аналог — упрощенную модель и последующее исследование этого аналога.