Телевизионной журналистики


 

 
 
· Методологическая культура — важнейшая составляющая профессиональной культуры · Создатель передачи — съемочная группа · Жанровая система телевизионной журналистики · Методика подготовки «разговорных» передач · Методика подготовки «зрелищных» передач · Методика редактирования телевизионных программ

 

 



РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —

ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА

Тележурналистика как творчество

 

Отличие истинного профессионала от начинающего — обладание неким внелогичным знанием, большинству людей совершенно непонятным; а также он (истинный профессионал) обычно характеризуется феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и являются основой журналистики как творчества.

В. Ф. Олешко

Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, входит в группу «человек — человек», т.е. является одной из самых сложных профессий. Относясь к духовно-практической деятельности, она проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества — «деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда не бывшее» [34, с. 17].

Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ориентировано на создание таких произведений, которые способны удовлетворить особые общественные потребности, актуальные в данный момент.

«Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того, чтобы творчество было целенаправленным, задействуются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Настоящий профессионал обязательно должен владеть основными навыками мастерства» [27, с. 66].

В структуре журналистского творчества определяются:

мотивы:

· потребность выразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям,

· неосуществленные ранее авторские стремления,

· увлечение самим процессом творчества;

цели:

· осуществление замыслов и желаний,

· самопознание личности,

· познание мира,

· реализация эстетических потребностей;

функции:

· познавательная,

· художественно-образная,

· выражение и коммуникация эмоций.

Самым эффективным средством для осуществления этих функций, для воспитания аудитории, формирования общественного сознания и общественных вкусов является телевидение. А если учесть персонифицированный характер телевещания, можно говорить об усилении роли и авторитета тележурналиста: ведущего, комментатора, репортера, сценариста — творческой личности.

Творческая личность — «это личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами и гарантированной степенью полезности, творческая личность в процессе творчества транслирует свое «я» в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения» [34, с. 17].

В процессе работы над телепередачами тележурналист проявляет себя как творческая личность путем вторжения в «пространства»:

– человеческой психики (интраиндивидное проявление),

– внутреннего мира (интериндивидное проявление),

– реализации человеческих возможностей (метаиндивидное проявление).

Одно из специфических проявлений телевидения — стремление вторгнуться в каждое из этих «пространств». Происходит это с помощью «инструментария, от эффективности использования которого напрямую зависят результаты практической деятельности… Это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей — своего рода системы профессиональных координат, без освоения которых тележурналист состояться не может» [6, с. 4].

Особая роль в творческой деятельности отводится личностным качествам тележурналиста: интересам, способностям, уровню профессионализма.

Интерес — эмоциональное проявление познавательных потребностей — может быть непосредственным, когда он вызывается яркими особенностями или качественным содержанием объекта, и опосредованным, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности.

Интересы различаются также по содержанию (общественно-политические, интеллектуальные, эстетические), по широте (подразумевается разносторонность интеллектуальных запасов личности) и по степени устойчивости (ситуативные, переходящие и устойчивые).

Способности — совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности — могут быть общие (проявляются в большинстве видов деятельности) и специальные (сказывающиеся в отдельных видах профессиональной деятельности). Специальные способности тележурналиста — это интеллект, воображение, образное мышление, специфика памяти и внимание, развитость эмоциональной сферы.

Профессиональные способности — совокупность способностей, определяющих успех в профессии, — могут быть развиты только в профессиональной деятельности. В тележурналистике на первый план выступают такие свойства, как память, внимание, образное мышление, воображение.

«Творчество журналиста… осуществляется на основе законов социальной практики. Принципиальные ориентиры в понимании действительности дают журналисту знания в области философии, экономики, этики, эстетики, логики, теории социального управления, художественного познания. Чтобы адекватно понять и достаточно компетентно оценить действительность, журналисту требуется понимание общих законов развития общества. Фундаментальные знания — это не просто основа эрудиции исследователя, это база, без которой невозможен анализ социальной практики» [27, с. 10].

На определенном уровне творческой деятельности тележурналист достигает умелости — использует полученные навыки в нестандартных условиях. Высший уровень профессионализма — мастерство, достижение высокого искусства в своей деятельности, сохранение творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизионного творчества, формированию новых методов.

Если журналист стремится привести в действие общественное мнение, оставить в нем какие-то следы, то и средства должны быть соответствующие: красота логики, убедительность аргументов, сотворчество вместе со зрителем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: