|
РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА —
ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА
Тележурналистика как творчество
Отличие истинного профессионала от начинающего — обладание неким внелогичным знанием, большинству людей совершенно непонятным; а также он (истинный профессионал) обычно характеризуется феноменальной наблюдательностью. Именно эти две составляющие и являются основой журналистики как творчества.
В. Ф. Олешко
Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек — человек», «человек — машина», «человек — техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, входит в группу «человек — человек», т.е. является одной из самых сложных профессий. Относясь к духовно-практической деятельности, она проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества — «деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда не бывшее» [34, с. 17].
|
|
Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ориентировано на создание таких произведений, которые способны удовлетворить особые общественные потребности, актуальные в данный момент.
«Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того, чтобы творчество было целенаправленным, задействуются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Настоящий профессионал обязательно должен владеть основными навыками мастерства» [27, с. 66].
В структуре журналистского творчества определяются:
– мотивы:
· потребность выразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям,
· неосуществленные ранее авторские стремления,
· увлечение самим процессом творчества;
– цели:
· осуществление замыслов и желаний,
· самопознание личности,
· познание мира,
· реализация эстетических потребностей;
– функции:
· познавательная,
· художественно-образная,
· выражение и коммуникация эмоций.
Самым эффективным средством для осуществления этих функций, для воспитания аудитории, формирования общественного сознания и общественных вкусов является телевидение. А если учесть персонифицированный характер телевещания, можно говорить об усилении роли и авторитета тележурналиста: ведущего, комментатора, репортера, сценариста — творческой личности.
|
|
Творческая личность — «это личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и мировосприятия. Руководствуясь в своей деятельности сознательно волевыми ориентирами и гарантированной степенью полезности, творческая личность в процессе творчества транслирует свое «я» в мир, способствуя совершенствованию бытия, дает его новые измерения» [34, с. 17].
В процессе работы над телепередачами тележурналист проявляет себя как творческая личность путем вторжения в «пространства»:
– человеческой психики (интраиндивидное проявление),
– внутреннего мира (интериндивидное проявление),
– реализации человеческих возможностей (метаиндивидное проявление).
Одно из специфических проявлений телевидения — стремление вторгнуться в каждое из этих «пространств». Происходит это с помощью «инструментария, от эффективности использования которого напрямую зависят результаты практической деятельности… Это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей — своего рода системы профессиональных координат, без освоения которых тележурналист состояться не может» [6, с. 4].
Особая роль в творческой деятельности отводится личностным качествам тележурналиста: интересам, способностям, уровню профессионализма.
Интерес — эмоциональное проявление познавательных потребностей — может быть непосредственным, когда он вызывается яркими особенностями или качественным содержанием объекта, и опосредованным, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности.
Интересы различаются также по содержанию (общественно-политические, интеллектуальные, эстетические), по широте (подразумевается разносторонность интеллектуальных запасов личности) и по степени устойчивости (ситуативные, переходящие и устойчивые).
Способности — совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности — могут быть общие (проявляются в большинстве видов деятельности) и специальные (сказывающиеся в отдельных видах профессиональной деятельности). Специальные способности тележурналиста — это интеллект, воображение, образное мышление, специфика памяти и внимание, развитость эмоциональной сферы.
Профессиональные способности — совокупность способностей, определяющих успех в профессии, — могут быть развиты только в профессиональной деятельности. В тележурналистике на первый план выступают такие свойства, как память, внимание, образное мышление, воображение.
«Творчество журналиста… осуществляется на основе законов социальной практики. Принципиальные ориентиры в понимании действительности дают журналисту знания в области философии, экономики, этики, эстетики, логики, теории социального управления, художественного познания. Чтобы адекватно понять и достаточно компетентно оценить действительность, журналисту требуется понимание общих законов развития общества. Фундаментальные знания — это не просто основа эрудиции исследователя, это база, без которой невозможен анализ социальной практики» [27, с. 10].
На определенном уровне творческой деятельности тележурналист достигает умелости — использует полученные навыки в нестандартных условиях. Высший уровень профессионализма — мастерство, достижение высокого искусства в своей деятельности, сохранение творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизионного творчества, формированию новых методов.
Если журналист стремится привести в действие общественное мнение, оставить в нем какие-то следы, то и средства должны быть соответствующие: красота логики, убедительность аргументов, сотворчество вместе со зрителем.