Формы и методы изучения радиоаудитории

Анализ редакционной почты. Редакционная почта может рас­сматриваться как важный компонент редакционной и журна­листской деятельности и как источник (письмо — человеческий документ) информации об аудитории, общественном мнении от­дельных групп или даже общества в целом.

Отечественное радио имеет богатейший опыт работы с пись­мами. Редакции всегда вели их строгий учет, контроль и регист­рацию. Многообразны были способы использования корреспон­денции: обращения редакции в разного рода учреждения, хода­тайства, просьбы, предложения, советы, информация; использо­вание писем в качестве источника тем, фактов, проблем; прямое включение их в эфирные программы (передачи по письмам). Очевидно, что СМИ (и радио в том числе) выполняли функции и других социальных институтов, но такова была особенность отечественных СМИ и их отношений с аудиторией.

В середине 80-х годов почта Всесоюзного радио исчислялась сотнями тысяч писем в год. Позже она стала значительно беднее. Но и сейчас редакционная почта остается информационным бо­гатством. При этом возникают две проблемы: классификация пи­сем и представительность авторов. Без их разрешения сложно раскрыть потенциал редакционной почты, сделать точные выво­ды и заключения из знакомства с огромным количеством раз­

1 -1* 387

нородных и разнохарактерных текстов, содержащихся в почто­вых конвертах.

При классификации писем учитывается ряд таких параметров, как их автор, тематика, география и т.д. Эти и другие данные заносят в компьютер, тем самым накапливая сведения об ауди­тории. Письма могут быть отнесены к той или иной группе:

— по характеру сообщаемых фактов: объективного характера и субъективного (мнения, оценки, представления, настроения);

— по характеру целей обращения: личные, государственные, об­щественные, смешанные;

— по непосредственному поводу обращения: «ситуационные» — по общей ситуации в стране, обществе; «вызванные» — откли­ки на передачи (часто журналисты непосредственно обраща­ются к ним, нередко их требует сам характер передач — кон­курсы, викторины);

— по знаку содержащейся в письме информации: положитель­ная (позитивная), негативная, сбалансированная (смешанная), без знаковой окраски.

Разумеется, каждая редакция имеет свои основания класси­фикации почты, например по отношению к политической об­становке, крупным политическим акциям, лидерам или по от­ношению к определенным товарам, услугам (в коммерческом вещании). Наконец, что, может быть, особенно важно для жур­налистов, — по характеру предполагаемой реакции на письмо (будет использовано в передаче, передано в другие учреждения, принято к сведению).

Множество споров вызывает представительность почты, т.е. насколько точно отражаются в ней мнения аудитории. Приведем полярные точки зрения.

Почта является показателем эффективности вещания, количе­ство писем — прямое свидетельство популярности передачи; изу­чить редакционную почту — значит изучить свою аудиторию. (Почта, действительно, подтверждает многие представления о слушателях. Однако следует помнить, что она может подтвердить и представления, прямо противоположные.)

Ориентация на письма может привести к неверным пред­ставлениям. Во-первых, их авторы составляют лишь небольшую часть аудитории, а иногда и вовсе не входят в нее. Одно из давних исследований городской аудитории показало, что только около 3% опрошенных посылали когда-либо письма на радио (Всесоюзное, областное или городское). Ныне этот показатель, видимо, на порядок ниже. Во-вторых, письма в редакцию — явление специфическое, их авторы — фигуры, отличные от мас­сового слушателя. И, наконец, многообразие, зачастую поляр­ность мнений, высказываемых в письмах, — лишнее доказатель­ство относительной ценности почты как канала обратной связи.

Однако вопрос не решается отметанием крайностей. Важно найти золотую середину, наметить концепцию и опробовать та­кой аппарат анализа, который помог бы устойчиво извлекать до­полнительную информацию из редакционной почты.

Прежде всего изучаются социально-демографические парамет­ры авторов. Письмо в редакцию — это социальный и социаль­но-психологический акт, характеризующий личность автора (что довольно ясно проступает при классификации корреспонденции). Важно найти связи между этими характеристиками, выделить основополагающие признаки и создать возможную типологию.

Для того чтобы подтвердить верность своих построений, ис­следователи прибегают к помощи интервью (или анкеты) с авто­рами писем (по определенной выборке). Интересно выяснить, чем отличаются пшпущие в редакцию от остальных слушателей: это можно узнать при сопоставлении структуры аудитории с со­ставом авторов редакционной почты. Обычный прием при изуче­нии этого вопроса — непременное использование контрольных групп («не авторы»).

Редакционная почта может дать правильное представление об аудитории только в том случае, если будут выполнены три усло­вия: 1) необходимо изучать большой объем писем; 2) письма надо исследовать непрерывно на протяжении ряда лет; 3) их анализ должен идти по строго разработанной программе, корректными научными методами.

Анализ содержания звонков в редакцию. Эта форма близка к анализу редакционной почты. Звонки слушателей в идеале сначала фиксируются на пленку, расшифровываются и уже в виде пись­менного текста попадают в руки редакторов, журналистов, иссле­дователей. Разумеется, большинство звонков направлено в пере­дачи прямого эфира. При работе с этим родом информации воз­никают те же проблемы и используются те же методы, что и в случае редакционной почты.

Звонок в редакцию — своего рода поступок (заметим, и опре­деленная трата средств); телефон доступен далеко не всем груп­пам аудитории, тем более не всем регионам; современная массо­вая телефонная связь оставляет желать лучшего. И в то же время возможности связи для состоятельных людей за последнее время значительно расширились. При анализе звонков необходимо учи­тывать эти обстоятельства. Тем не менее многие редакции совер­шенно обоснованно стали обращать внимание на этот слой ин­формации (который помимо прочего дает возможность почувст­вовать живую реакцию аудитории). Так, на «Радио России» в те­чение уже многих лет практикуется еженедельный обзор теле­фонных разговоров со слушателями, что позволяет получить

представление об их симпатиях и антипатиях по широкому кругу вопросов, и в первую очередь об отношении к передачам.

Принципы научного изучения радиоаудитории. Исследования аудитории делятся на теоретические («академические») и при­кладные. Первые имеют целью сбор научных фактов для созда­ния разного рода объясняющих и прогнозирующих концепций (о воздействии информации на массовое сознание, об особен­ностях формирования общественного мнения, о возникновении и роли установок в процессе отношения со СМИ). Приклад­ные исследования решают ряд оперативных вопросов, возникаю­щих в практической деятельности (о влиянии ритма дня на прослушивание радиопередач, об уровне разного рода рейтингов и др.). Каждый вид исследований в определенной мере может выполнять и те и другие задачи.

Изучаются психологические особенности восприятия радиопе­редач (внимание, воображение, память и т.д.), социально-психо­логические (влияние групповых норм и ценностей на восприятие информации, стереотипы), социологические (структура аудито­рии, ее ожидания, требования, запросы, интересы). Известны также лингвистические, социолингвистические и психолингви­стические исследования. На изучение аудитории, в том числе и на исследовательскую задачу, должны распространяться фунда­ментальные научные принципы. Это общий подход к проблеме, который только и может дать значимые результаты.

СМИ, являясь социальными институтами, непрерывно изме­няются и развиваются вместе с изменением и развитием обще­ства. Поэтому при изучении их обязателен методологический принцип рассмотрения любого явления в его развитии и преем­ственности, т.е. историзм.

Специальные исследования радиоаудитории начались практи­чески одновременно с появлением радиовещания. (Заметим, что Россия имеет давние традиции изучения читателей, известна бле­стящая прессовая анкета для читателя регулярного сельскохозяй­ственного издания, относящаяся к XVIII веку.) Причем уже с самого начала внимание уделялось различным группам слуша­телей (радиовещание развивалось как массовое средство инфор­мации, рассчитанное на все слои населения). Например, особо была поставлена задача изучения еще только возникавшей ауди­тории села. Считалось, что заниматься этим делом должны гра­мотные люди (учителя, врачи, культурные работники, так назы­ваемые «избачи»).

В силу ряда причин политического и идеологического харак­тера социологические исследования в 30-е годы были прерваны и возобновились только в начале 60-х годов, т.е. после почти

30-летнего перерыва. Разумеется, в течение этого периода сведения об аудитории не переставали поступать через редакционную почту, а также благодаря различным конференциям слушателей, в процес­се журналистской практики, из статистических публикаций и дру­гих источников. Естественно, за эти годы произошли значительные изменения в составе аудитории и в отношении ее к радиовещанию.

Начиная с 60-х годов, несмотря на социальные потрясения в стране, аудиторные исследования не прекращались, хотя часто им не хватало глубины и систематичности. Сравнение социоло­гических данных позволяет проследить изменения социально-де­мографического состава слушателей, их «аудиторного поведения», образа жизни, отношения к радио (потребности, интересы, ожи­дания, мотивы и т.д.). Принцип историзма в изучении аудито­рии воплощается в мониторинге аудиторных исследований, т.е. в непрерывности, долговременности, сопоставимости научного наблюдения, что и позволяет делать оперативные прогнозы и намечать перспективы, а главное — постоянно корректировать практику радиовещания.

Второй принцип, который необходимо соблюдать при иссле­довании СМИ, — это принцип системности. Он обусловлен тем, что и СМИ, и аудитория являются структурами с определенными свойствами и границами. Исследователи аудитории рассматрива­ют человека как:

а) реципиента (читателя, слушателя, зрителя), т.е. только в одной из бесчисленных его ролей;

б) представителя определенной группы, а не отдельную личность.

Но человек, сам представляя собой сложную систему, вклю­чен в другую сложнейшую систему — в общество. При этом множество связей и отношений не попадает в поле зрения ис­следователя специфических проблем. Кроме того, причины слу­шательского поведения часто лежат вне отношений «слушатель — радио». Это обстоятельство следует обязательно учитывать, пре­небрежение им в практике радиовещания приводит к возникно­вению так называемых «эффектов бумеранга», дисфункциям.

Исследователь радиоаудитории, как правило, старается выяснить целый ряд связей и отношений, которые на первый взгляд не от­носятся непосредственно к изучаемой теме. Любые сведения о сте­пени социальной активности, системе ценностей, о мировоззрении и мироощущении (менталитете) различных групп аудитории помо­гают понять, объяснить и спрогнозировать те или иные акты кон­кретного аудиторного поведения. Если иметь в виду, что СМИ являются частью (подсистемой) управляющей системы общества (не зря их называют четвертой властью), станет понятной обосно­ванность системного подхода к их общему и конкретному анализу.

И, наконец, третий критерий, третье непременное условие успешного научного исследования аудитории — комплексность. Она заключается:

а) в разнообразии объектов исследования; это и статистические данные о населении, и мнения, оценки, ожидания, требова­ния, представления, интересы слушателей, и тексты передач, и, наконец, фигура радиожурналиста в его многообразных от­ношениях с аудиторией;

б) в использовании широкого арсенала методов: опросов, наблю­дений, экспериментов, тестов, содержательного анализа тек­стов (контент-анализ), технических методов;

в) в участии представителей различных наук: теоретиков журна­листики, психологов, статистиков, лингвистов, математиков, социологов, а следовательно, в применении понятий, подхо­дов, характерных для этих областей знаний.

Комплексность исследования способствует получению разно­образной и разнохарактерной информации, что позволяет делать более глубокие выводы, отыскивать важные факторы поведения аудитории, связи, ускользающие при ином подходе.

Выборка в аудиторных исследованиях. В поле зрения исследова­теля неизбежно попадает лишь незначительная часть аудитории. Но полученные им данные при изучении этой части должны пред­ставлять целое, что возможно только при условии правильной вы­борки — подборе таких групп, которые структурно повторяли бы всю аудиторию (генеральную совокупность), тем самым создавая как бы микромодель всей аудитории. Известны различные виды выборки. Важно рассмотреть принципиальную допустимость экст­раполяции (распространения) картины мнений нескольких сотен опрошенных на десятки или даже сотни тысяч человек.

Каждый человек — неповторимый мир сознания. Однако в некоторых областях поведение людей в существенных чертах яв­ляется сходным. Это в полной мере относится к слушателям ра­дио (можно говорить о слушательском поведении). Не может быть двух одинаковых слушателей, но существуют группы слуша­телей, группы аудитории, которые демонстрируют близкое слу­шательское поведение. Эта повторяемость и делает возможным изучение аудитории. При обработке некоторого количества ис­следовательского материала (анкет) вдруг выясняется, что разно­образие мнений начинает резко сокращаться. Идет простое их количественное накопление, и дальнейший опрос уже не имеет принципиального значения. Более того, в этом случае кроме ес­тественных издержек он может привести к появлению ошибок. 392

Цель выборки — оптимально определить необходимую сово­купность, т.е. точно установить существенные характеристики и число их носителей (и, разумеется, выдержать выборку).

Исследование, основанное на изучении выборочной совокуп­ности, хорошо представляющей совокупность генеральную, назы­вают представительным, или репрезентативным, а выборку — квотной. Журналисту, который пользуется данными социологи­ческого исследования, прежде всего необходимо поинтересовать­ся выборкой: насколько она корректна и представительна.

❖ ❖ ❖

Остановимся несколько подробнее на тех методах изучения радиоаудитории, которые имеют много общего с методами жур­налистики в процессе сбора информации.

Анкетный опрос. Как и всякое исследование, анкетный опрос предполагает точную постановку проблемы, выбор предмета и объекта, определение целей и задач, интерпретации понятий, разработки программы, способов измерения.

Анкета должна иметь научное обеспечение, учитывать аудито­рию, которой предназначена: анкеты для массовых слушателей и журналистов будут отличаться друг от друга и постановкой проб­лем, и выбором тем, и языком. Должны быть разными анкеты, например, для слушателей классической музыки и любителей модного молодежного направления. Хотя обе данные аудитории «ориентированы на музыку», они заметно отличаются друг от друга, у них разный состав, разный менталитет, они слушают раз­ные станции, у них различен тезаурус (словарь, набор понятий). Все это при составлении анкеты должно учитываться.

В массовой анкете недопустимо употребление терминов, оче­видных в журналистской среде (формат, имидж, радийность, «комментированная информация», действенность и т.п.), но ко­торые для опрашиваемого могут быть неизвестными. Формули­ровки вопросов должны быть точными и не допускать разночте­ний. Например, ответы на вопрос: «Постоянно или иногда вы слушаете (смотрите) ту или иную программу?» — не принесли полноценной информации, поскольку в нем не разъяснялось, что понимается под словами «постоянно» и «иногда». Для одних «по­стоянно» — значит ежедневно, для других — это раз в неделю. Даже вопрос «Имеете ли вы радиоприемник?» может быть понят по-разному: есть ли радиоприемник у вас в семье? в общежитии? являетесь ли вы его владельцем?

Еще одно требование к анкете — хорошая «психологическая разработка». Составители должны «прочувствовать» весь процесс

ее заполнения, поставить себя на место отвечающего и преду­смотреть возможные затруднения.

Начинается анкета с введения, которое поясняет, кто, с какой целью, среди каких групп проводит опрос и как будут использо­ваны полученные данные. Цель введения анкеты — убедить в важности данной акции опроса, в ценности сотрудничества с опрашиваемым, разъяснить условия анонимности и порядок за­полнения анкеты.

Далее следуют простые, нейтральные вопросы (слушаете ли Вы радио? как часто? имеете ли дома радиоприемник?). Посте­пенно вопросы становятся более сложными. При этом происхо­дит «отсеивание» и «размежевание» опрашиваемых: тех, кто ра­дио не слушает, просят не отвечать на некоторые из последую­щих вопросов или ответить на ряд специальных (о причинах не­слушания). Трудные вопросы располагают в середине анкеты. К концу анкеты сложность вопросов должна уменьшаться, посколь­ку угасают интерес к ним и внимание отвечающего. В заключе­ние предлагается сообщить ряд сведений о себе (так называемая «паспортичка»).

В анкете используются закрытые, открытые и полуоткрытые вопросы. Закрытым называется вопрос, который в качестве отве­та предлагает выбрать одно или несколько суждений («закрытий», «подсказок»). Открытый вопрос предусматривает свободный от­вет опрашиваемого: «Какие еще передачи Вы хотели бы услы­шать по нашему радио?» Полуоткрытый содержит набор ответов (суждений) для выбора и возможность добавить от себя нечто, в этом наборе отсутствующее (например, темы или проблемы пере­дач, круг приглашаемых в передачи гостей и т.д.).

Приведенные выше вопросы относятся к личным. Безличные вопросы ставятся в иной форме, например: «Люди пользуются различными способами для выражения своего мнения по тем или иным вопросам. Как Вы думаете, когда мнения высказываются наиболее полно и откровенно, а когда менее откровенно?» Далее перечисляется ряд способов выражения мнения. Ответ опрашива­емого фактически характеризует его собственную точку зрения, взгляд на веши, а не представление о мнениях других, как это может показаться. Безличная форма, особенно при остро постав­ленных вопросах, способствует большей раскованности, непо­средственности в высказывании суждений.

Формы прямых и косвенных вопросов зависят от ответов. Те во­просы, ответы на которые интерпретируются буквально, являют­ся прямыми. Косвенные вопросы предполагают определенное пе­реосмысление, как бы перекодирование ответов (как это имеет место, например, при безличной постановке вопросов — вопрос о «других», ответ об «опрашиваемом»).

При проективных вопросах задается некоторая гипотетическая ситуация и предлагается высказать суждение о ней. Например: «Представьте себе, что в силу каких-то обстоятельств Вы могли бы пользоваться только одним средством информации. На каком из этих средств Вы остановили бы свой выбор?» Такая форма по­могает избежать определенных психологических затруднений, а иногда делает анкету более увлекательной.

Вопросы могут быть основными и контрольными. Контрольный вопрос призван уточнить, дополнить основной, проверить полно­ценность ответов на него. Форма основных и контрольных во­просов может быть самой разной. На прямой вопрос о недостат­ках радио опрашиваемый в силу каких-либо причин отвечает, что, по его мнению, недостатков нет. Но ответы на тот же во­прос, поставленный в иной форме, показывают, что его не удов­летворяет тематика, что он не согласен с позицией редакции по ряду проблем, что радиовещание не оперативно, слабо отражает мнение широких слоев населения и т.д.

Альтернативные вопросы предполагают выбор из двух взаимо­исключающих суждений. Опрашиваемого просят высказать свое мнение о задачах журналиста, выбрав суждения из альтернатив­ных пар. Приведем пример из анкеты:

«1. Журналист в своих материалах не должен останавливаться на спор­ных, нерешенных вопросах.

2. Журналист в своих материалах должен прежде всего останавливаться на спорных, нерешенных вопросах».

Интервью. Это вид опроса, основанный на личной беседе ин­тервьюера с опрашиваемым. Многие требования к анкетирова­нию применимы и к интервью. Но форму последнего использу­ют, когда необходимо более глубокое проникновение в мир лич­ности, в мир его сознания.

Интервью — прекрасный поисковый метод. С его помощью можно уточнить проблему, наметить круг основных вопросов, тем, пути их исследования.

Интервью может выполнять контрольные функции, служить проверкой надежности других методов или каких-нибудь пред­принятых практических шагов (например, выяснить, как вос­принимается новый тип программы, новый формат радиостан­ции и т.д.).

Этот вид опроса имеет ряд преимуществ перед анкетой: он лучше обеспечивает репрезентативность. Интервьюер обычно прекрасно знает, с кем необходимо беседовать, какими социаль­но-демографическими или иными характеристиками должен об­ладать его собеседник, и получает более точную, содержательную информацию.

Есть несколько видов интервью.

Стандартизированное — проводится по вопросному листу, ин­тервьюер довольно жестко его придерживается, сам фиксирует ответы. Как правило, используются открытые вопросы.

Полустандартизированное — опросный лист также присутству­ет, но не все вопросы являются открытыми. Интервьюер имеет свободу действий не только при обсуждении проблем открытых вопросов, но и в выборе очередности, формулировки. Есть отли­чительные особенности и в фиксировании ответов: интервьюер часто получает задание сохранить особенности речи опрашивае­мого. Может применяться диктофон.

Свободное — проводится без опросного листа и требует тщате­льной подготовки. Заранее намечаются общий план, круг тем, проблем, иногда и вопросы. Эта форма требует высокой квали­фикации интервьюера.

Фокусированное (иногда его называют «фокус-метод», предпо-лагающий опрос «фокус-групп») — основанное на анализе опре­деленной ситуации, в которой участвовал опрашиваемый. Напри­мер, опрашиваемый прослушал какую-то передачу. Интервьюер выясняет реакцию на нее (передача предварительно тщательно анализируется), фокусируется (желательно, незаметно) внимание опрашиваемого. Так, серия вопросов, задаваемых школьникам после прослушивания ими выпусков известной некогда передачи «Радионяня», ставила целью выяснить, насколько эффективны игровые формы (сценки, диалоги, стихи, шуточные песенки) при подаче учебного материала (например, правил грамматики).

Показательно и еще одно фокусированное интервью в учеб­ной радиостудии факультета: выяснялось отношение юных ра­диослушателей к детской юмористической передаче. Выпуск этой передачи предварительно анализировался, намечались вопросы по ключевым моментам. Приглашенные школьники прослушива­ли запись передачи, и сразу же проводилась беседа. Сначала про­сили просто перечислить кадры, из которых состояла передача. Некоторые кадры не запомнил никто. Затем предлагали опреде­лить хронометраж отдельных эпизодов (естественно, он был вы­верен заранее). Понравившиеся эпизоды в оценке получились короче, не понравившиеся, скучные — длительнее реального вре­мени звучания. Спрашивали, что самое смешное. Передача со­держала звуковые «подкладки» специально записанного на плен­ку смеха. Школьники так выразили свое к ним отношение: «Про­тивно, когда взрослые люди смеются, как идиоты!»

Коммерческие музыкальные станции практикуют прослушивание и оценку различных музыкальных фрагментов специальными груп­пами, отрабатывая наиболее оптимальные варианты избранного формата, призванного поддерживать их высокий рейтинг. Подоб-396 ным образом проверяется эффективность рекламы: меняя ее эле­менты, можно выбрать наиболее действенную стилистику и форму.

Следует упомянуть об интервью по телефону, которое обычно привязано к определенной передаче, программе, вещательному дню и проводится «по горячим следам». Опрашиваемых подбира­ют с помощью случайной выборки (например, по телефонной книге). Вопросы могут задавать только эксперты. Ответы отмеча­ются в опросном листе или записываются на диктофон.

Этапы интервьюирования. Обычно интервью включает в себя следующие этапы (каждый из них требует определенного поведе­ния интервьюера).

1. Представление. Объяснение цели. Объяснение принципа анонимности (опрашиваемый известен интервьюеру, но его фа­милия нигде в дальнейшем фигурировать не будет, а ответы будут рассматриваться в ряду других ответов). На этом этапе происхо­дит установление контактов, налаживается атмосфера сотрудни­чества и деловитости.

2. Закрепление контакта и первые вопросы (как правило, не­сложные по содержанию и нейтральные по характеру).

3. Основная рабочая часть интервью — беседа о наиболее важ­ных, сложных, острых проблемах.

4. Завершение беседы — уточнения, обобщения, некоторые данные социально-демографического характера.

Анализ документов. При изучении радиоаудитории применя­ется содержательный анализ (контент-анализ). В качестве ос­новного метода он выступает при анализе почты и содержания передач. Суть его заключается в выделении качественных единиц текста и единиц счета, установлении связей между качествен­ными и количественными характеристиками.

За смысловые единицы текста принимаются:

— понятие, например «права человека»: в применении к каким ситуациям употреблено это понятие? с каким знаком? и т.д.;

_ тема _ она может быть выражена и минутной информацией, и получасовой программой;

— имена и названия разного рода;

— события и факты, отраженные в тексте.

Единицами счета служат число строк и знаков, метраж плен­ки, длительность ее звучания.

Приведем в качестве примера контент-анализ содержания но­востного выпуска «Маяка».

Единица измерения — сообщение. Анализировались геогра­фия материала, тематика, форма подачи, оперативность.

Степень оперативности: абсолютно оперативная информация (трансляция с места события); оперативная информация (собы­

тие произошло только что, событие произошло сегодня); сообще­ние неоперативно; из сообщений неизвестно, когда произошло событие. Опережающая информация: «сегодня состоится...»

Фактический объем в программе «Маяка» информации на экономические, научные темы и темы культуры и быта сравни­вался с запросами слушателей. Это дало возможность сопоста­вить реальное содержание информации и тематические интересы аудитории.

Наблюдение. Этот метод основан на фиксации фактов и со­бытий действительности очевидцем. От наблюдения в обыденном значении этого слова наблюдение-метод отличается тем, что оно производится по специально разработанной программе: отсматри-ваются заранее выделенные объекты, обращается внимание на про­явления определенных характеристик и качеств. Исследователь ис­пользует особые единицы наблюдения, применяет специальную тех­нику фиксирования данных (например, на бланках-протоколах).

Различают наблюдение включенное, когда наблюдатель сам яв­ляется участником ситуации, включившись в нее, и наблюдение невключенное — «со стороны». Говорят о наблюдении участвую­щем, когда наблюдатель выбирается из числа представителей определенной группы и информирует исследователей (например, о восприятии радиопередач в своей среде).

Наблюдения бывают «полевые» (проходящие в естественных условиях) и лабораторные. Благодатные возможности для наблю­дения за радиоаудиторией были в те далекие годы, когда прослу­шивание передач проходило, как правило, коллективно: на пло­щадях, в Домах культуры, в клубах. Сегодня, когда радио слуша­ют в основном в узком кругу или вообще индивидуально, усло­вия для использования этого метода стали иными. Наиболее при­меним он в лаборатории. Выше мы приводили пример примене­ния фокусированного интервью в учебной радиостудии факульте­та журналистики. Во время прослушивания школьниками переда­чи велось тщательное наблюдение за их реакцией: степень вни­мания, одобрение или неодобрение, разговоры, удивление, во­просы, реплики, смех и т.д. Все эти элементы сопоставлялись с фрагментами звучащего текста.

Чаще всего метод наблюдения применяется наряду с другими методами. Примером может служить «дневник радиослушателя», сочетающий опрос (ответы на вопросы бланка), наблюдение (точнее, самонаблюдение), анализ текстов (дневников) с элемен­тами эксперимента.

Определенные группы ведут в течение некоторого времени дневники слушания, которые потом анализируются исследовате­лями. Конечно, очень интересно получить «естественные» запи­си, форма и содержание которых выбраны самим слушателем.

Однако далеко не все слушатели могут вести такие записи: одни просто не умеют, другие не хотят тратить на это свои силы и время. Кроме того, информация, полученная таким образом, бы­вает трудносопоставимой. Поэтому форма дневника обычно зада­ется, скажем, в виде бланков с вопросами.

Самое важное, чтобы слушатели под влиянием возложенной на них задачи не изменили своих обычных взаимоотношений с радио, не стали уделять ему повышенное внимание, справляться при записи с различными источниками и мнениями других лиц.

Аудиометрия. В практике известны «технические» способы ис­следования радиоаудитории, когда специальные счетчики подклю­чаются к приемникам и телевизорам с согласия их хозяев и регист­рируют просмотр и прослушивание передач. Семьи, в которых уста­навливаются такие счетчики, выбираются по ряду социально-демо­графических признаков. Информация о просмотре и прослушива­нии может поступать в исследовательский центр в автоматическом режиме. Автоматизирована и ее обработка — данные могут предель­но оперативно учитываться и использоваться. Показания счетчиков дополняются дневниками слушателей и зрителей или интервью с ними. Однако эти «технические» способы изучения радиоаудитории достаточно дорогостоющи и применяются в основном для изучения аудитории коммерческого вещания при разработке принципиально новых для данной станции рабочих проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: