Методические рекомендации по проведению пресс-конференции

Правила проведения пресс-конференции отработаны и действуют постоянно. Журналистам рекомендуется:

– собрать основную информацию по теме до пресс-конференции;

– задать себе вопрос: почему, с какими намерениями проводится конференция;

– быть начеку, не поддаваться лести;

– знать, у кого потом оперативно справиться по этой теме;

– спрашивать, подлавливать, доставать;

– вскрыть несогласованность фактов, излагаемых докладчиками, найти противоречия в высказываниях;

– сравнить нынешнюю фактуру с ранее опубликованной или высказанной;

– четко подготовиться к письму (аудиторная запись, снимки, документы);

– различать видимость и действительность, не позволять себя ослепить;

– быть смелым в вопросе.

Модератору всегда необходимо:

– помнить, что журналист интервьюирует не только для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, но и для наблюдения за вашими привычками, особенностями мимики, жестикуляцией, настроением, впоследствии эти детали, скорее всего, будут «обыграны», что не всегда может понравиться интервьюируемому;

– сказать о том, что вы не знаете точного ответа на поставленный вопрос, но при этом пообещать, что такая информация будет предоставлена позднее, выполненное обещание всегда продуктивнее для взаимопонимания;

– не спорить с интервьюером, даже если у вас есть сильные аргументы, вы можете проиграть в перспективе; просто вежливо повторите свою точку зрения;

– не позволять журналисту подсказывать вам желательные ему ответы;

– избегать предупреждения журналистов о том, что разговор или часть его — «не для печати»;

– помнить: все, что скрывается, представляет огромный профессиональный интерес для репортеров, редкий из них удержится от соблазна опубликовать полученную информацию;

– развивать в разговоре тему не с точки зрения организации, которую вы представляете, а с позиции общественного интереса;

– договаривать все, что вы хотите сказать;

– если вы считаете, что ваша точка зрения нуждается в пояснении, делайте это;

– быть осторожным в использовании хлестких выражений;

– особо важную информацию или заявления хорошенько продумать и, может быть, заучить.

Контрольные вопросы к разделу

1. Охарактеризуйте выступление в кадре как метод телевизионной журналистики.

2. Какие особые требования предъявляются к выступающим на телеэкране?

3. В каких случаях и в каком виде используется на телеэкране устная информационная заметка (без видеоряда)?

4. Чем определяется информационная ценность телевизионной новости?

5. Какое место в группе исследовательско-новостных жанров занимает телевизионный комментарий?

6. Перечислите обязательные составные элементы комментария.

7. Назовите жанроформирующие элементы эссе.

8. Определите место и роль интервью в системе телевизионных жанров. Что является главной особенность телеинтервью?

9. Как влияет на проведение интервью психологическая подготовка тележурналиста?

10.Что собой представляет жанр ток-шоу по своей сути?

11.Какие вы знаете типологические разновидности ток-шоу?

12.Почему беседа на экране выделена в самостоятельный жанр?

13.Какие социальные функции осуществляет телевидение с помощью жанра пресс-конференции?

14.Чем отличаются друг от друга телевизионные дискуссии и дебаты?


РАЗДЕЛ V. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ «ЗРЕЛИЩНЫХ»

ПЕРЕДАЧ

 

Видеосюжет как основа новостной программы

Сюжет — это умение рассказать историю в картинках.

Н. В. Зверева

Видеосюжет — информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно значимое событие, неординарное или экстремальное явление, необычная ситуация, интересные люди. Авторская задача — информирование телеаудитории. Методы — интервью, наблюдение, проработка документов и репортажная съемка на основе сценарного плана.

 

«Программа новостей — это лицо любой телевизионной компании, ее визитная карточка, и особое внимание к выпускам информационных передач есть не что иное, как желание соперничающих телеканалов сделать свою визитную карточку более яркой и привлекательной. Очевидно, что причины столь активного развития информационного вещания кроются в его востребованности» [6, с. 50].

Информационный видеосюжет занимает центральное место в новостных программах всех телеканалов. И хотя жанр этот не считается сложным и не требует особого профессионального мастерства, журналисты, работающие в информационных службах, обязаны знать и уметь использовать специфические методы и приемы создания экранных информационных сообщений.

Автор сюжета работает профессионально, если он:

– излагает факты;

– всегда знает больше, чем излагает;

– показывает разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;

– знает три основных требования к сюжету:

· содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности;

· каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны;

· сюжет должен быть интересен от начала до конца [14, с. 143].

Жанрово-стилистические особенности видеосюжета:

– оперативность, новость последней минуты;

– наглядность, документальность;

– достоверность;

– краткость, точность, ясность (возможность воспринять информацию с первого знакомства с ней);

– информация, а не объяснение;

– эмоциональное воздействие материала.

Критерии, определяющие ценность события, нашедшего отражение в теленовостях:

– близость темы новости к потребителю информации (все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями);

– известность кого-то или чего-то (все то, что по тем или иным причинам может получить признание или популярность);

– своевременность (определение актуальности сообщения в контексте сегодняшнего дня);

– воздействие новости по ее возможным последствиям;

– масштабность новости по степени ее важности, весомости и общественной значимости;

– конфликт в самом широком толковании этого слова;

– необычность (непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни);

– персонификация (акцентирование внимания аудитории на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей, объяснение событий или проблем «через человека»).

Способы подачи фактов:

– «жесткое» информирование — краткое, точное, сжатое сообщение о фактах;

– «мягкие» новости — акцент на подробности или интересную деталь (при пониженной значимости события, когда отсутствует или ослаблен информационный повод).

Видеосюжеты условно делятся на две разновидности:

– без сценария (показ традиционного по форме официального события);

– сценарный (авторский): идея и образ замысла — от журналиста, сюжет как «монтаж аттракционов» — от оператора.

Журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из этапов:

– выбор и утверждение темы;

– изучение объекта съемки и первичный сбор информации;

– написание синопсиса (синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на вопросы: о чем сюжет? кто герои? какие точки съемки?), необходимого для самого автора, для верстки программы, для общения с оператором;

– участие в съемке, монтаже и написании текста.

По определению Г. В. Кузнецова, «такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, минирепортаж» [43, с. 177].

Требования к сценарию сюжета:

– изложение материала в хронологическом порядке;

– отказ от подробностей;

– привязка текста к изображению;

– тщательный выбор звуковых фрагментов и подводок к ним.

Съемки видеосюжета:

– адресный план — ориентир для зрителя, завязка — начало разговора о сути проблемы, кульминация — зерно события, развязка — оценка случившегося;

– стенд-ап использовать только ради того, чтобы сообщить или объяснить что-нибудь очень важное прямо на той точке, где журналист находится; он помогает воспринять «картинку»;

– снимать сюжет с использованием таких современных приемов, как:

· люфт (включение в сюжет живой картинки с живым звуком без закадрового текста);

· лайф (живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное смысловое значение);

· экшн (неожиданное действие, которое снято от начала до конца в режиме реального времени);

– синхрон пишется так, чтобы можно было сокращать кусками;

– снимать планы разной крупности, а также планы-перебивки (для монтажа).

Монтаж видеосюжета:

– по движению внутри кадра;

– по движению съемочной камеры;

– по плотности кадра;

– используя заметные детали обстановки.

Структура видеосюжета — драматическое единство (по содержанию), замкнутая окружность (по форме).

«Драматическое единство» имеет три части:

– кульминация (вводит зрителя в курс дела, кратко сообщая, что произошло);

– причина (излагает обстоятельства происходящего);

– результат (дает контекст события, а также его возможные последствия).

«Замкнутая окружность» представляет собой единое целое. Сюжет следует уложить в отведенное для него время. Материал для эфира не может быть урезан ни в начале, ни в конце» [42, с. 125].

Хороший видеосюжет состоит в прямом родстве с античным театром, где впервые Горацием был сформулирован закон: «Рассказывать лишь о том, что не может быть показано»: прежде всего, — действие, событие, а интервью — дело необходимое, но вторичное.

Особенности текстов видеосюжетов:

– вербальная часть видеосюжета не дублирует зрительный ряд;

– устный комментарий видеоряда;

– отсутствие описательности;

– на 100% видеоряда должно быть 60 — 70 процентов текста;

– использование паузы как приема художественной выразительности;

– недопустимость ситуаций, когда видеоряд локальный, а текст — глобальный; когда текст локальный, а видеоряд — глобальный; когда видеоряд и текст ярки и конкретны, но не совпадает их стилистика; когда существуют противоречия между изображением и текстом; когда включенные в сюжет интервью воспринимаются как антитеза или тавтология содержания сюжета.

Жанровые разновидности видеосюжетов:

– видеоряд с закадровым текстом;

– студийный набор: ведущий программы читает подводку к сюжету на фоне статичного изображения, видеопленка с закадровым текстом, звуковой фрагмент;

– репортерский набор: журналист в кадре (стенд-ап), видеорепортаж, журналист в кадре (заключительный стенд-ап); подводку читает ведущий в студии (без видеоряда).

Недостатки современного информационного телевещания:

– несбалансированность позитивной и негативной информации;

– погрешности языка и стиля информационных сообщений;

– бедность изобразительного ряда, невыразительность операторской работы, недостаточный профессионализм монтажеров;

– подмена информационных потоков: вторая среда информации — слухи, молва — становится первой, а первая — достоверные сообщения — второй;

– наличие элементов ангажированности, идеологической заданности в отборе и освещении новостей;

– нарушение этических норм.

«В условиях востребованности информации аудитория неизбежно отдает предпочтение телеканалам, которые добывают самую оперативную информацию. Сообщить о важном, интересном событии первым — это престижно, это признак высокого профессионализма, помогающий быть «первым среди первых». Опасно, однако, превращать оперативность в самоцель. Никакая сиюминутность не сможет оправдать невыверенность фактов, небрежность комментария, неточность сведений, скоропалительность оценок, которые в спешке допускает репортер» [6, с. 54].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: