Правила проведения пресс-конференции отработаны и действуют постоянно. Журналистам рекомендуется:
– собрать основную информацию по теме до пресс-конференции;
– задать себе вопрос: почему, с какими намерениями проводится конференция;
– быть начеку, не поддаваться лести;
– знать, у кого потом оперативно справиться по этой теме;
– спрашивать, подлавливать, доставать;
– вскрыть несогласованность фактов, излагаемых докладчиками, найти противоречия в высказываниях;
– сравнить нынешнюю фактуру с ранее опубликованной или высказанной;
– четко подготовиться к письму (аудиторная запись, снимки, документы);
– различать видимость и действительность, не позволять себя ослепить;
– быть смелым в вопросе.
Модератору всегда необходимо:
– помнить, что журналист интервьюирует не только для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, но и для наблюдения за вашими привычками, особенностями мимики, жестикуляцией, настроением, впоследствии эти детали, скорее всего, будут «обыграны», что не всегда может понравиться интервьюируемому;
|
|
– сказать о том, что вы не знаете точного ответа на поставленный вопрос, но при этом пообещать, что такая информация будет предоставлена позднее, выполненное обещание всегда продуктивнее для взаимопонимания;
– не спорить с интервьюером, даже если у вас есть сильные аргументы, вы можете проиграть в перспективе; просто вежливо повторите свою точку зрения;
– не позволять журналисту подсказывать вам желательные ему ответы;
– избегать предупреждения журналистов о том, что разговор или часть его — «не для печати»;
– помнить: все, что скрывается, представляет огромный профессиональный интерес для репортеров, редкий из них удержится от соблазна опубликовать полученную информацию;
– развивать в разговоре тему не с точки зрения организации, которую вы представляете, а с позиции общественного интереса;
– договаривать все, что вы хотите сказать;
– если вы считаете, что ваша точка зрения нуждается в пояснении, делайте это;
– быть осторожным в использовании хлестких выражений;
– особо важную информацию или заявления хорошенько продумать и, может быть, заучить.
Контрольные вопросы к разделу
1. Охарактеризуйте выступление в кадре как метод телевизионной журналистики.
2. Какие особые требования предъявляются к выступающим на телеэкране?
3. В каких случаях и в каком виде используется на телеэкране устная информационная заметка (без видеоряда)?
4. Чем определяется информационная ценность телевизионной новости?
5. Какое место в группе исследовательско-новостных жанров занимает телевизионный комментарий?
|
|
6. Перечислите обязательные составные элементы комментария.
7. Назовите жанроформирующие элементы эссе.
8. Определите место и роль интервью в системе телевизионных жанров. Что является главной особенность телеинтервью?
9. Как влияет на проведение интервью психологическая подготовка тележурналиста?
10.Что собой представляет жанр ток-шоу по своей сути?
11.Какие вы знаете типологические разновидности ток-шоу?
12.Почему беседа на экране выделена в самостоятельный жанр?
13.Какие социальные функции осуществляет телевидение с помощью жанра пресс-конференции?
14.Чем отличаются друг от друга телевизионные дискуссии и дебаты?
РАЗДЕЛ V. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ «ЗРЕЛИЩНЫХ»
ПЕРЕДАЧ
Видеосюжет как основа новостной программы
Сюжет — это умение рассказать историю в картинках.
Н. В. Зверева
Видеосюжет — информационный жанр тележурналистики, короткий видеоматериал, показывающий основные моменты события в их естественной последовательности. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно значимое событие, неординарное или экстремальное явление, необычная ситуация, интересные люди. Авторская задача — информирование телеаудитории. Методы — интервью, наблюдение, проработка документов и репортажная съемка на основе сценарного плана. |
«Программа новостей — это лицо любой телевизионной компании, ее визитная карточка, и особое внимание к выпускам информационных передач есть не что иное, как желание соперничающих телеканалов сделать свою визитную карточку более яркой и привлекательной. Очевидно, что причины столь активного развития информационного вещания кроются в его востребованности» [6, с. 50].
Информационный видеосюжет занимает центральное место в новостных программах всех телеканалов. И хотя жанр этот не считается сложным и не требует особого профессионального мастерства, журналисты, работающие в информационных службах, обязаны знать и уметь использовать специфические методы и приемы создания экранных информационных сообщений.
Автор сюжета работает профессионально, если он:
– излагает факты;
– всегда знает больше, чем излагает;
– показывает разные точки зрения, оставаясь при этом «над схваткой»;
– знает три основных требования к сюжету:
· содержание сюжета должно напрямую затрагивать интересы всех зрителей в целом и каждого в отдельности;
· каждая деталь, каждое слово в сюжете должны быть абсолютно понятны;
· сюжет должен быть интересен от начала до конца [14, с. 143].
Жанрово-стилистические особенности видеосюжета:
– оперативность, новость последней минуты;
– наглядность, документальность;
– достоверность;
– краткость, точность, ясность (возможность воспринять информацию с первого знакомства с ней);
– информация, а не объяснение;
– эмоциональное воздействие материала.
Критерии, определяющие ценность события, нашедшего отражение в теленовостях:
– близость темы новости к потребителю информации (все то, что может заинтересовать по ассоциации с личными впечатлениями);
– известность кого-то или чего-то (все то, что по тем или иным причинам может получить признание или популярность);
– своевременность (определение актуальности сообщения в контексте сегодняшнего дня);
– воздействие новости по ее возможным последствиям;
– масштабность новости по степени ее важности, весомости и общественной значимости;
– конфликт в самом широком толковании этого слова;
– необычность (непредсказуемое или аномальное развитие событий и проблем, неожиданные ситуации разного рода, нестандартные факты из обычной жизни);
– персонификация (акцентирование внимания аудитории на интересных подробностях с помощью ссылок на конкретных людей, объяснение событий или проблем «через человека»).
|
|
Способы подачи фактов:
– «жесткое» информирование — краткое, точное, сжатое сообщение о фактах;
– «мягкие» новости — акцент на подробности или интересную деталь (при пониженной значимости события, когда отсутствует или ослаблен информационный повод).
Видеосюжеты условно делятся на две разновидности:
– без сценария (показ традиционного по форме официального события);
– сценарный (авторский): идея и образ замысла — от журналиста, сюжет как «монтаж аттракционов» — от оператора.
Журналистская работа при подготовке авторского сюжета состоит из этапов:
– выбор и утверждение темы;
– изучение объекта съемки и первичный сбор информации;
– написание синопсиса (синопсис — краткое изложение содержания сюжета, ответы на вопросы: о чем сюжет? кто герои? какие точки съемки?), необходимого для самого автора, для верстки программы, для общения с оператором;
– участие в съемке, монтаже и написании текста.
По определению Г. В. Кузнецова, «такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, минирепортаж» [43, с. 177].
Требования к сценарию сюжета:
– изложение материала в хронологическом порядке;
– отказ от подробностей;
– привязка текста к изображению;
– тщательный выбор звуковых фрагментов и подводок к ним.
Съемки видеосюжета:
– адресный план — ориентир для зрителя, завязка — начало разговора о сути проблемы, кульминация — зерно события, развязка — оценка случившегося;
– стенд-ап использовать только ради того, чтобы сообщить или объяснить что-нибудь очень важное прямо на той точке, где журналист находится; он помогает воспринять «картинку»;
– снимать сюжет с использованием таких современных приемов, как:
· люфт (включение в сюжет живой картинки с живым звуком без закадрового текста);
· лайф (живая картинка с живым звуком, имеющая принципиальное смысловое значение);
· экшн (неожиданное действие, которое снято от начала до конца в режиме реального времени);
– синхрон пишется так, чтобы можно было сокращать кусками;
|
|
– снимать планы разной крупности, а также планы-перебивки (для монтажа).
Монтаж видеосюжета:
– по движению внутри кадра;
– по движению съемочной камеры;
– по плотности кадра;
– используя заметные детали обстановки.
Структура видеосюжета — драматическое единство (по содержанию), замкнутая окружность (по форме).
«Драматическое единство» имеет три части:
– кульминация (вводит зрителя в курс дела, кратко сообщая, что произошло);
– причина (излагает обстоятельства происходящего);
– результат (дает контекст события, а также его возможные последствия).
«Замкнутая окружность» представляет собой единое целое. Сюжет следует уложить в отведенное для него время. Материал для эфира не может быть урезан ни в начале, ни в конце» [42, с. 125].
Хороший видеосюжет состоит в прямом родстве с античным театром, где впервые Горацием был сформулирован закон: «Рассказывать лишь о том, что не может быть показано»: прежде всего, — действие, событие, а интервью — дело необходимое, но вторичное.
Особенности текстов видеосюжетов:
– вербальная часть видеосюжета не дублирует зрительный ряд;
– устный комментарий видеоряда;
– отсутствие описательности;
– на 100% видеоряда должно быть 60 — 70 процентов текста;
– использование паузы как приема художественной выразительности;
– недопустимость ситуаций, когда видеоряд локальный, а текст — глобальный; когда текст локальный, а видеоряд — глобальный; когда видеоряд и текст ярки и конкретны, но не совпадает их стилистика; когда существуют противоречия между изображением и текстом; когда включенные в сюжет интервью воспринимаются как антитеза или тавтология содержания сюжета.
Жанровые разновидности видеосюжетов:
– видеоряд с закадровым текстом;
– студийный набор: ведущий программы читает подводку к сюжету на фоне статичного изображения, видеопленка с закадровым текстом, звуковой фрагмент;
– репортерский набор: журналист в кадре (стенд-ап), видеорепортаж, журналист в кадре (заключительный стенд-ап); подводку читает ведущий в студии (без видеоряда).
Недостатки современного информационного телевещания:
– несбалансированность позитивной и негативной информации;
– погрешности языка и стиля информационных сообщений;
– бедность изобразительного ряда, невыразительность операторской работы, недостаточный профессионализм монтажеров;
– подмена информационных потоков: вторая среда информации — слухи, молва — становится первой, а первая — достоверные сообщения — второй;
– наличие элементов ангажированности, идеологической заданности в отборе и освещении новостей;
– нарушение этических норм.
«В условиях востребованности информации аудитория неизбежно отдает предпочтение телеканалам, которые добывают самую оперативную информацию. Сообщить о важном, интересном событии первым — это престижно, это признак высокого профессионализма, помогающий быть «первым среди первых». Опасно, однако, превращать оперативность в самоцель. Никакая сиюминутность не сможет оправдать невыверенность фактов, небрежность комментария, неточность сведений, скоропалительность оценок, которые в спешке допускает репортер» [6, с. 54].