Методические рекомендации по подготовке и проведению беседы

Журналист, принимающий участие в беседе, не интервьюер, а модератор, в обязанности которого входит:

– определить тему передачи, подобрать участников, разработать сценарный план;

– в сценарном плане наметить только вехи будущего разговора, чтобы не мешать его естественности и импровизационности;

– последовательно вести основную линию беседы;

– не допускать категоричности, формулируя свои аргументы;

– всегда терпеливо выслушивать всех собеседников, проявлять выдержку;

– в процессе обсуждения точно проводить различие между фактами и мнениями о них.

В беседе могут использоваться различные вспомогательные изобразительные средства (видеокадры, фотографии, документы, схемы) как компоненты, дополняющие вербальную аргументацию.

 

Дискуссия

Расклад проблемы на «голоса» создает своеобразную инсценировку, позволяющую следить за состязательностью мнений. Она равно интересна и для тех, кто склонен к соразмышлению, присоединению к спору, и для тех, кто движим простым любопытством «зрителя», очевидца конфликтной «сшибки мнений». Главное, что при этом достигается: проблема предстает вариативной, ситуация противостояния взглядов — более сложной, а следовательно, чуть более близкой к истинному положению вещей.

М. И. Шостак

 

Дискуссия — это коллективное исследование проблемы, в которой каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию и претендует на достижение истины. Жанроформирующие элементы: Предмет дискуссии — актуальная, социально значимая проблема. Авторская задача — в ходе обсуждения выслушать различные точки зрения и «установить истину», определить пути решения проблемы. Методы — полемика, процесс рождения, развития и движения живой мысли, происходящий на глазах у зрителей.

 

В процессе общения люди не просто обмениваются мнениями, но и убеждают друг друга в правоте своих взглядов, пытаются опровергнуть мнения, которые представляются им неправильными. Если в беседе обсуждаются актуальные проблемы, требующие решения, то такая беседа может носить дискуссионный характер.

Смысл дискуссии как жанра в том, что предмет спора высвечивается неожиданной стороной, четче улавливается перспектива разработки проблем, уточняется круг понятий, требующих осмысления с разных позиций.

Проявлением жанровой специфики дискуссии являются:

– достаточно дискуссионная тема;

– наличие нескольких вариантов возможного решения обсуждаемой проблемы;

– предмет дискуссии общеинтересный, социально значимый;

– журналист, ведущий дискуссию, выполняет обязанности модератора;

– суть спора понятна телезрителям настолько, что они могут чувствовать себя арбитрами.

Ведение дискуссии в телевизионном эфире невозможно без учета
принципов, связанных с этикой спора. Это:

– принцип равной безопасности, означающий непричинение ущерба никому из участников;

– принцип децентрической направленности, требующий соотношения конструктивных и деструктивных компонентов;

– принцип адекватности, направленный на то, чтобы воспринятое равнялось тому, что сказано;

– принцип взаимного уважения.

Но порой журналисты этими принципами пренебрегают. Причины, вызывающие нарушение этих принципов, как правило, связаны с низким уровнем культуры спорящих.

Дискуссия не должна переходить в конфликт, модератор ни в коем случае не должен подзадоривать собеседников, а, наоборот, должен стремиться к сотрудничеству. В дискуссии неуместна агрессивность, грубость высказываний, демонстрации неприязни в любой форме. Даже в самой горячей дискуссии при полярных взглядах не принято употреблять бранные слова, эпитеты, оскорбляющие противника, насмешки и другие «стилистические средства» с отрицательным зарядом. Сарказм, ирония — «сильные» средства, и пользоваться ими нужно с большой осторожностью, а вот хорошая шутка часто помогает разрядить обстановку. Важно спорить по существу. Конечно, дискуссия вряд ли может обойтись без экспрессивных приемов. Они есть и будут, но требуют определенной подготовки.

Ведущий дискуссии, осуществляя роль модератора:

– выбирает интересную злободневную тему;

– выясняет уровень компетентности участников передачи, степень их информированности;

– намечает главные моменты дискуссии, выстраивает варианты вопросов;

– предусматривает элементы экспромта, создающего атмосферу непосредственности, доверительности общения, повышающего его эмоциональность;

– создает атмосферу общения, в которой возможны рождение мысли, развитие идеи, столкновение мнений;

– задает тон разговора, следит за развитием основной темы, не дает собеседникам увести разговор в сторону, утонуть в мелочах, затянуть обсуждение;

– оказывает поддержку развитию обмена мнениями, даже когда те или иные из них, по мнению журналиста, неприемлемы.

Виды дискуссий:

- массовая (все участники, за исключением модератора, находятся в равном положении, специальный вопрос обсуждается в определенном порядке; обычно это митинги или собрания);

- групповая (обсуждение дискутируемого вопроса ведет группа людей в присутствии аудитории; это диспут);

- симпозиум (ряд выступлений на одну и ту же тему с изложением различных точек зрения в присутствии аудитории) [41, с. 336 — 339].

Особенностью группового обмена мнениями является сочетание элементов интервью (общение на уровне интервьюер-собеседник) с элементами группового полилога (общение на уровне собеседник-собеседник). И ход дискуссии во многом зависит от характера установившегося взаимодействия собеседников, высказывания которых служат эффективными стимулами для всех участников. Ценность использования таких связей связана с очень важными факторами.

«Во-первых, высказывания респондентов могут служить эффективными стимулами для других. Эти стимулы часто бывают неожиданными для исследователя, поэтому их невозможно составить заранее и включить в план индивидуальных интервью. Во-вторых, групповая дискуссия способствует активизации ассоциативных связей в сознании ее участников. В-третьих, в групповых дискуссиях часто удается добиться высокой степени раскрепощения и спонтанности ответов (однако возможна и прямо противоположная ситуация, поэтому названный эффект не является гарантированным). В-четвертых, высокий темп обсуждения создает, конечно, трудности вербализации мыслей у респондентов, вызывая потери значимой информации, но в то же время он способствует мобилизации их языковых средств, делая итоговый материал более концентрированным. В-пятых, групповая дискуссия часто создает предпосылки для повышения рефлексии респондентов» [27, с. 179].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: