Методические рекомендации по подготовке и проведению дебатов

Люди вообще не любят, когда им навязывают чужое мнение, не считаясь с мнением их самих. Поэтому — советы ведущему:

– не становитесь в позу всезнающего оракула, попробуйте втянуть участников в совместный поиск истины;

– проведите поиск как процесс;

– в общении со зрителями постарайтесь поспорить с разными идеями
и мнениями;

– настройтесь на позитивный исход встречи.

Для четкой организации дебатов необходима серьезная подготовительная работа:

– «застольные» репетиции с ведущим и основными участниками программы, где обсуждается ход передачи и четко очерчивается круг проблем;

– студийные, световые, операторские репетиции необходимые для определения точек съемки, размещения и движения телекамер, перемещений ведущего;

– заранее определяется хронометраж видеосюжетов и порядок их включения в программу, прямые включения подсъемок в местах, где установлены выносные микрофоны и камеры.

 

Пресс-конференция

В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.

В. Л. Цвик

Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно-значимое событие, представляющее всеобщий интерес. Авторская задача для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, — получение официальной или эксклюзивной информации от компетентных лиц; для журналистов, организующих пресс-конференцию как телевизионную передачу, возможность разностороннего, глубокого освещения актуальных общественных проблем. Метод — интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать.

 

Обычно пресс-конференции посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. Их проводят видные государственные деятели, руководители правительства, депутаты, представители различных партий, общественных организаций.

Главные признаки жанра:

– вопросно-ответная форма организации материала;

– большое число интервьюеров;

– ведущий выступает в роли модератора.

Пресс-конференция проводится по сценарию, разработанному ее ведущим (модератором), но может быть и без сценария. Однако в любом случае модератор обязан следить за тем, чтобы задаваемые журналистами вопросы не уводили разговор от того направления, которое первоначально было определено.

Участвуя в конференции с целью получения необходимой информации, журналист должен иметь в виду следующее:

– организаторы пресс-конференции заинтересованы в том, чтобы предстать перед общественностью во вполне определенном виде;

– нередко пресс-конференция становится не столько источником достоверной объективной информации, сколько инструментом дезинформации;

– часто интерпретации тех или иных проблем, интересующих журналистов, распространяются до конференции, предотвращая нежелательные вопросы;

– обильная информация, распространяемая на пресс-конференциях, не всегда содержит ответы на самые существенные вопросы и создает лишь видимость полного информирования;

– иногда ведущий предоставляет журналистам возможность задать вопрос по своему усмотрению, исходя из своего отношения к ним, или к изданиям, ими представляемым.

Внешние действия участников пресс-конференции просты: сиди, слушай, задавай вопросы. Но это только на первый взгляд. «И сидеть надо так, чтобы в любой момент камера могла показать журналиста крупным планом. И слушать внимательно, чтобы ничего не упустить. А уж задать публичный вопрос — высокое искусство, которое дается не всем и не сразу» [43, с. 200].

По этому поводу тоже существуют определенные требования:

– чтобы задавать необходимые и в то же время адекватные ситуации вопросы, журналисту следует ориентироваться в той сфере деятельности, которая представлена на пресс-конференции;

– не следует задавать вопросы, ответы на которые напрашиваются сами (за исключением случаев, когда важно, чтобы это прозвучало именно из уст данного «источника»);

– задавать вопрос журналист может только в том случае, если ведущий предоставил ему слово; после этого надо дождаться, пока подадут микрофон, представиться;

– вопрос должен быть сформулирован четко, ясно, лаконично; желательно один;

– ответ следует слушать внимательно, вступать с отвечающим в полемику не принято.

«Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики» [43, с. 199].

Нередко такая передача становится необычайно интересной для аудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллективным поиском истины.

Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям или идет в прямом эфире.

Правила существуют и для устроителей пресс-конференции. Декан факультета журналистики УрГУ Б. Н. Лозовский считает, что во время встречи, разговора, интервью с журналистами полезно:

– идентифицировать их как журналистов, убедиться в том, что они действительно представляют существующее средство массовой информации;

– не расслабляться, особенно в конце беседы, когда неосторожно можно проговориться о важном, отнюдь не желательном для опубликования;

– предварительно научиться грамотно и ясно излагать правильным русским языком свои мысли, поскольку неверное ударение, исковерканные от незнания термины, отсутствие согласования слов в произносимых предложениях, несовпадение падежей могут вызвать соответствующие реакции и оценки в материалах журналистов;

– отвечая на вопросы, начинать с главного, переходя затем к деталям по мере убывания значимости;

– отвечать на прямые вопросы, не уклоняясь, отсутствие комментария интервьюируемого дает простор для воображения, что отнюдь не всегда благо;

– если вопрос окажется чересчур пристрастным или несправедливым, можно сказать об этом интервьюеру;

– важное правило техники безопасности в работе с журналистами: не замалчивай, не скрывай информацию, поскольку свершившееся событие может вызвать значительно больший общественный резонанс, когда сведения о нем журналисты получат из других источников, но комментарии последуют более жесткие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: