Люди вообще не любят, когда им навязывают чужое мнение, не считаясь с мнением их самих. Поэтому — советы ведущему:
– не становитесь в позу всезнающего оракула, попробуйте втянуть участников в совместный поиск истины;
– проведите поиск как процесс;
– в общении со зрителями постарайтесь поспорить с разными идеями
и мнениями;
– настройтесь на позитивный исход встречи.
Для четкой организации дебатов необходима серьезная подготовительная работа:
– «застольные» репетиции с ведущим и основными участниками программы, где обсуждается ход передачи и четко очерчивается круг проблем;
– студийные, световые, операторские репетиции необходимые для определения точек съемки, размещения и движения телекамер, перемещений ведущего;
– заранее определяется хронометраж видеосюжетов и порядок их включения в программу, прямые включения подсъемок в местах, где установлены выносные микрофоны и камеры.
Пресс-конференция
В жанре пресс-конференции заложена возможность разностороннего, глубокого освещения важнейших экономических, политических или научных проблем.
|
|
В. Л. Цвик
Пресс-конференция — разновидность интервью с большим числом интервьюеров, задающих вопросы одному или нескольким хорошо осведомленным в какой-то области лицам. Жанроформирующие элементы: Предмет отображения — общественно-значимое событие, представляющее всеобщий интерес. Авторская задача для журналистов, участвующих в пресс-конференции в качестве интервьюеров, — получение официальной или эксклюзивной информации от компетентных лиц; для журналистов, организующих пресс-конференцию как телевизионную передачу, возможность разностороннего, глубокого освещения актуальных общественных проблем. Метод — интервью во всех его компонентах и наличие определенных традиций и правил, которые каждый участник должен знать и соблюдать. |
Обычно пресс-конференции посвящаются актуальным вопросам и представляют интерес для самой широкой аудитории. Их проводят видные государственные деятели, руководители правительства, депутаты, представители различных партий, общественных организаций.
Главные признаки жанра:
– вопросно-ответная форма организации материала;
– большое число интервьюеров;
– ведущий выступает в роли модератора.
Пресс-конференция проводится по сценарию, разработанному ее ведущим (модератором), но может быть и без сценария. Однако в любом случае модератор обязан следить за тем, чтобы задаваемые журналистами вопросы не уводили разговор от того направления, которое первоначально было определено.
Участвуя в конференции с целью получения необходимой информации, журналист должен иметь в виду следующее:
|
|
– организаторы пресс-конференции заинтересованы в том, чтобы предстать перед общественностью во вполне определенном виде;
– нередко пресс-конференция становится не столько источником достоверной объективной информации, сколько инструментом дезинформации;
– часто интерпретации тех или иных проблем, интересующих журналистов, распространяются до конференции, предотвращая нежелательные вопросы;
– обильная информация, распространяемая на пресс-конференциях, не всегда содержит ответы на самые существенные вопросы и создает лишь видимость полного информирования;
– иногда ведущий предоставляет журналистам возможность задать вопрос по своему усмотрению, исходя из своего отношения к ним, или к изданиям, ими представляемым.
Внешние действия участников пресс-конференции просты: сиди, слушай, задавай вопросы. Но это только на первый взгляд. «И сидеть надо так, чтобы в любой момент камера могла показать журналиста крупным планом. И слушать внимательно, чтобы ничего не упустить. А уж задать публичный вопрос — высокое искусство, которое дается не всем и не сразу» [43, с. 200].
По этому поводу тоже существуют определенные требования:
– чтобы задавать необходимые и в то же время адекватные ситуации вопросы, журналисту следует ориентироваться в той сфере деятельности, которая представлена на пресс-конференции;
– не следует задавать вопросы, ответы на которые напрашиваются сами (за исключением случаев, когда важно, чтобы это прозвучало именно из уст данного «источника»);
– задавать вопрос журналист может только в том случае, если ведущий предоставил ему слово; после этого надо дождаться, пока подадут микрофон, представиться;
– вопрос должен быть сформулирован четко, ясно, лаконично; желательно один;
– ответ следует слушать внимательно, вступать с отвечающим в полемику не принято.
«Любая пресс-конференция может стать одновременно телевизионной передачей в том случае, если ее тема представляет всеобщий интерес. Возможен и такой путь, когда работники телевидения сами становятся организаторами пресс-конференции как своеобразного телевизионного жанра аналитической публицистики» [43, с. 199].
Нередко такая передача становится необычайно интересной для аудитории, захватывает зрителей драматургией развития темы, коллективным поиском истины.
Телевизионная пресс-конференция обычно не подвергается сокращениям или идет в прямом эфире.
Правила существуют и для устроителей пресс-конференции. Декан факультета журналистики УрГУ Б. Н. Лозовский считает, что во время встречи, разговора, интервью с журналистами полезно:
– идентифицировать их как журналистов, убедиться в том, что они действительно представляют существующее средство массовой информации;
– не расслабляться, особенно в конце беседы, когда неосторожно можно проговориться о важном, отнюдь не желательном для опубликования;
– предварительно научиться грамотно и ясно излагать правильным русским языком свои мысли, поскольку неверное ударение, исковерканные от незнания термины, отсутствие согласования слов в произносимых предложениях, несовпадение падежей могут вызвать соответствующие реакции и оценки в материалах журналистов;
– отвечая на вопросы, начинать с главного, переходя затем к деталям по мере убывания значимости;
– отвечать на прямые вопросы, не уклоняясь, отсутствие комментария интервьюируемого дает простор для воображения, что отнюдь не всегда благо;
– если вопрос окажется чересчур пристрастным или несправедливым, можно сказать об этом интервьюеру;
– важное правило техники безопасности в работе с журналистами: не замалчивай, не скрывай информацию, поскольку свершившееся событие может вызвать значительно больший общественный резонанс, когда сведения о нем журналисты получат из других источников, но комментарии последуют более жесткие.