Методические рекомендации по работе над телевизионным очерком

«В журналистском произведении в слове должны быть сформулированы и названы основные проблемы, идеи, мысли, суждения, оценки, выводы. В художественных жанрах телевидения и кино авторский взгляд, его позицию могут иллюстрировать монтажные стыки, особым образом выстроенный видеоряд, ориентированный на ассоциативное мышление, например» [6, с. 127].

Очерк, в том числе и проблемный, обращенный к разуму и к чувствам зрителей, требует полнокровности и красочности изложения, яркости деталей, эпизодов трудовой творческой деятельности героев. Для этого используются:

- глубинные обобщения, выпуклая обрисовка характеров, активное применение художественных изобразительно-выразительных средств и монтажно-композиционных приемов;

- в силу эфирной специфики литературный очерковый текст приспосабливается к звучанию устной речи, обогащается ее живым дыханием и интонациями;

- особое внимание следует уделить стилистке очерка; важна не только стилевая окраска закадровой и синхронной речи, важен стиль съемок, а также контрапункт — соединение слова, изображения, музыки и шумов;

- телеочерк требует использования сильно действующих ресурсов телевидения (скрытая камера, открытая, но экспрессивная съемка, методы восстановления факта, ситуации провоцирования, длительное теленаблюдение).

«В телевизионном очерке собранный материал автор располагает так, чтобы все его части соответствовали замыслу и определенным образом воздействовали на зрителя. Для очерка требуется большие усилия, чем для документальных передач. Автор должен уметь ждать типичных ситуаций, особенно выразительных событий» [12, с. 379].


Сатира и юмор на экране

Сатира и юмор на телевидении — своеобразное художественное воспроизведение действительности, обличительный телевизионный жанр. Сатирические, а также пародийно-иронические передачи показывают «правдоподобие неправдоподобия», поднимают на смех человеческие грехи и слабости.

В. В. Егоров

 

Понятие «сатира» имеет два основных определения — это:

- способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными;

- система жанров, осмеивающих политические, общественные, литературные нравы.

В экранной публицистике сатира, выполняя роль социального «чистильщика», обличая пороки, занимает особое место: с одной стороны, зрелищная природа телевидения многократно увеличивает действенность передач, с другой — повышает ответственность их создателей. C творческой точки зрения сатира требует природного таланта, мастерства, специфического взгляда на жизнь, остроты восприятия и глубины осмысления жизненных фактов.

Типология экранной сатиры и юмора:

– спецпроекты (юбилейные вечера юмористов и сатириков, эстрадные юмористические концерты, сборники лучших номеров;

– цикловые программы — передачи концертного, соревновательного и «клубного» типов;

– постановочные программы (телевизионные постановки, нередко представляющие собой экранизации популярных анекдотов, а также сатирические кино- и тележурналы);

– «реальное» видео (съемки скрытой камерой, любительские видеонаблюдения и розыгрыши).

Природа экранной сатирической образности

Сатиричность — основа для создания документального сатирического образа с помощью изобразительно-выразительных средств экрана, а также специфических речевых средств и сатирических приемов.

Юмор, ирония, сарказм — три кита, на которых держатся сатирические жанры.

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что или на кого он направлен.

Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал —
действительности.

Когда ирония становится гневной, негодующей, она переходит в сарказм.

Специфика телевизионной сатиры как наглядного способа предъявления комического включает в себя четыре начала:

- публицистичность (проявляется в актуальности, злободневности, конкретности поставленных проблем, в определении общественно значимой и нравственной сущности выбранной темы, определении авторской позиции);

- художественность (создание сатирического образа);

- сатиричность (использование специфических изобразительно-выразительных средств и вербальных конструкций);

- зрелищность (драматургическое яркое воплощение авторской идеи).

Сатирический образ — результат не только художнических усилий автора, но и прямое следствие неразрывности целенаправленного художественно-публицистического исследования.

Особенности сатирического образа:

- строится не на развитии отрицательных качеств, а на их проявлении;

- как правило, лишен индивидуальных черт (реальный персонаж, несмотря на свою конкретность, всегда типаж);

- лишен многоплановости;

- главное в создании сатирического образа — не беллетристические элементы, а максимально полная реализация публицистической идеи.

Сатирическая типизация на телевидении — результат не только нарочитого, целенаправленного нарушения семантико-стилистических, словообразовательных, фразеологических и грамматических норм языка, но и создание гротескных, окарикатуренных портретов, использование кадров из фильмов, книжных иллюстраций, соответствующих теме передачи, и т. д.

Сочетая документальность и художественность изображения, экранная сатира требует мастерства не только от автора-сценариста, но и от оператора и режиссера.

Обязательные элементы преувеличения (гротесковость, необходимость вынести на передний план определенные, порой скрытые отрицательные черты явления или ситуации) обусловливают особый монтажно-изобразительный строй, особое экранное решение.

«Сущность явления в большинстве случаев раскрывается через ее противоположность: порицание через похвалу, похвала посредством порицания и т. д. и т. п. Комизм, ирония, как показывает контент-анализ, зачастую основан на неожиданности резком переосмыслении любого явления и, чтобы уловить иронию, нужно остро чувствовать авторский подтекст: критический и сочувственный. Вот почему, используя язык образов, интеллект конкретного человека можно отождествлять с философией, а способность адекватно реагировать на ситуации игрореализации журналиста — с поэзией» [34, с. 142].

В творческой практике телевидения используются важнейшие из сатирических жанров.


Фельетон

Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать тот идеал, от которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: