Телерепортаж в упражнениях и тренингах

 

Разработка Л. П. Шестеркиной

 

На кафедре «Телевизионная и радиожурналистика» во время практических занятий и самостоятельной работы студенты должны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу новостей. С помощью специальных упражнений, системы тренинга, участия в видеосъемках студенты осваивают искусство телерепортажа.

Прежде всего, они должны различать основные виды телерепортажей: событийный репортаж — главный жанр информационной программы. Это сюжет о событии, явлении, происшествии со словом «сегодня» или «вчера». Проблемный репортаж — показ интересного для зрителя регулярно происходящего действия. Специальный репортаж — особое задание для журналистов. Тема спецрепортажа всегда должна быть для телезрителя открытием или неожиданностью.

Упражнение № 1

Перед съёмкой необходимо позвонить тем, кто в курсе события, узнать всю предварительную информацию, уточнить адрес съёмки, убедиться, что взяли всё необходимое оборудование (особенно — видеокассеты и микрофон).

Упражнение № 2

Работа на месте съемки: на месте съемки надо научиться общаться с людьми, вовлеченными в событие. Следует постараться, чтобы они помогли работе репортёра. На съемке следует всегда находиться в зоне внимания оператора, постараться снять не менее трёх интервью, во время интервью стоять (сидеть) рядом с объективом или, если провести прямую линию от объектива до интервьюируемого, то справа или слева от этой линии на минимально возможном расстоянии. Постараться найти «Жизнь. Действие. Историю» — три кита, на которых держится событийный телерепортаж.

Упражнение № 3

Стенд-ап (работа в кадре): уместно прибегнуть к стенд-апу в тех случаях, когда у вас нет картинки, чтобы проиллюстрировать точку зрения редакции; если необходимо связать между собой эпизоды, места событий и т.д.

Стандартная длительность статичного плана — 2 секунды. Любая динамика в кадре («отъезды», «наезды», панорамы) должна начинаться и заканчиваться статичным кадром длительностью не менее одной секунды, содержание видеоряда должно соответствовать тексту сюжета.

Упражнение №4

Содержание репортажа должно быть подчинено теме репортажа, осмысление автором темы должно выражаться в виде четкой формулировки, в которой должно быть сконцентрировано содержание репортажа. Информация должна быть представлена объективно. Должны быть исключены следующие типы некорректного воздействия автора на образ факта: недоговоренность (отсутствие важной для понимания положения дел информации), внесение в репортаж информации не по теме («заговаривание зубов»).

Упражнение № 5

Нельзя: заменять конкретные предметы и события обобщенными — это оставляет ситуацию неопределенной; выдавать гипотезу или точку зрения за истину, навязывать зрителю авторскую оценку ситуации; сопоставлять факты в виде причины и следствия в то время, как причинно-следственные связи между ними отсутствуют.

Упражнение №6

Рекомендуется в репортаже использовать персонифицированный подход (главный персонаж/персонажи), основную информацию о событии/проблеме передавать через яркие подробности, использовать обоснованные утверждения и выводы. Все части репортажа должны быть подчинены одной, четко сформулированной идее, отражающей содержание репортажа. Первые слова репортажа должны привлекать внимание зрителя. Формулировка, отражающая содержание репортажа, должна прозвучать в начале текста. Эта формулировка может представлять собой изложение сути события или основной идеи, через которую раскрывается тема репортажа.

Упражнение №7

Главные требования к подготовке телевизионного текста, звучащего в эфире, выражаются понятиями: точность, ясность, краткость, интерес. Интересное сообщение привлекает и удерживает внимание зрителя. Уверенность — это означает, что текст в эфир нужно произносить уверенно, в этом случае он будет вызывать доверие зрителя. Профессионализм предполагает аккуратное исполнение текста, предназначенного для передачи в эфир. Готовый текст обязательно читается вслух, это помогает понять, как он будет звучать в эфире; даже самые опытные тележурналисты прибегают к такому приему. Суть дела нужно излагать прямо, простым языком; как правило, рекомендуется придерживаться обычной расстановки членов предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение и т. д.). Следует переписывать текст столько раз, сколько нужно. Начинающему тележурналисту не следует стесняться переписывать готовый текст из-за боязни выглядеть непрофессионалом. Настоящие профессионалы переписывают свои тексты столько раз, сколько требует дело. Нет такого правила, что текст должен получаться с первого раза. Поэтому студент должен смело переписывать текст.

В событие можно всматриваться, его изучать, но изменять его смысл, адресуя телезрителям, нельзя.


Образец эссе

 

Этот материал Л. П. Шестеркина написала для конкурса, объявленного послом США в России в честь десятилетия американского консульства на Урале, и завоевала в этом конкурсе первое место.

 

Синяя кошка

 

В апреле 2000 года по линии Американского центра гражданских инициатив кампания направила меня на стажировку в США в штат Техас. Мы сутками пропадали на американских радиостанциях — государственных, общественных, частных. Работали в прямом телеэфире, американские коллеги просили нас говорить по-русски — они считали, что наша речь украшает их эфир. А мою жизнь после Америки украсила синяя кошка.

Синюю кошку я встретила в Сан-Антонио. В одно из воскресений Ненси Леннон повезла нашу группу на отдых в местный аква-парк. Кошка сидела на прилавке одного из сувенирных магазинов. Положила голову на передние лапы, выгнулась дугой, полуколечком свернула пушистый хвост. Светло-голубые полосы разбежались по шерсти вместе с маленькими веселыми ромашками. По кошачьей спине вышагивали крестьяне, похоже, довольные собранным урожаем.

Кошка была из керамики. Ярко-синего цвета.

Почему я ее не купила — не знаю до сих пор. Но уже на обратном пути из Сан-Антонио я вспоминала ее круглые внимательные глаза. Появилось предчуствие: синяя кошка очень удивилась, что я прошла мимо. А ведь не должна была. Дома в Челябинске меня ждали сын Петр и два американских перса Сид и Нэй. И еще я очень люблю синий цвет.

Вечером я рассказала Кэтти и Генри Мэйс о синей кошке. В моем английском было ровно десять слов. Но нам дано было понимать друг друга с первой встречи. Мэйсы встречали нас в аэропорту с цветами. А дома Кэтти обратилась ко мне: «Mila, give me the vase, please!». «Вазу?» — переспросила я по-русски. «Yes», — кивнула она в ответ. И на этот раз мои новые друзья догадались — синяя кошка должна уехать со мной в Россию.

Ее искали все — Ненси маленькая (Леннон) и Ненси большая (Фолкнер), Кэтти, Генри, Том, Джерри, Шерон — все! Из разных магазинов Остина мне каждый день привозили керамических кошек — коричневых, серых, желтых, даже зеленую. Синей кошки не было нигде. Наступил день нашего отъезда. Кэтти и Генри в утешение подарили мне кошечку-брошечку, я прикрепила ее на куртку. И мы поехали в аэропорт. Прощались долго. Понимали — расстаемся навсегда. Плакали. Последней в здание аэропорта вбежала Ненси Леннон. В руках она держала кошку. Из керамики. Ярко-синего цвета. С полосками, ромашками, с хвостом — колечком. Такую, мимо которой я прошла в Сан-Антонио. Багаж был уже в самолете. И всю дорогу до Москвы я прижимала к груди синюю кошку.

Сейчас она живет у меня в прихожей. Я возвращаюсь с работы. Глажу по спинам встречающих меня Сида и Нея и смотрю в круглые глаза синей кошки. В эти минуты я вижу деловой завтрак в клубе «Ротари». Все радуются — кто-то сегодня счастлив и удивляются, откуда здесь появилась синяя кошка? Потом забегаю к Шерон — она читает письмо от своего сына. Слава Богу, его дипломатическая карьера складывается успешно. Заглядываю в «Инфинити» — выпуск новостей уже готов к эфиру, а автомат с самой вкусной «Маргаритой» — на старом месте. Ненси Фолкнер, кажется, скучает без меня и Марины — такой персиковый пирог с мороженым она пекла для нас. А какой славный новый дом получился у Мэйсов, при нас стройка только начиналась. Потом бегом на берег Колорадо — успеть взглянуть на летучих мышей, взметнувшихся в ночное небо. И вот что странно — я не чувствую расстояния. Обычно у меня нет проблем со временем — я вижу его — эту причудливую спираль, где каждый день, каждый час и даже минута знают свое место. Отталкиваясь от него в пространстве — легко понимаю, какой величины отрезок отделяет меня от вчерашних событий.

 

Каждый день я смотрю на синюю кошку — и ощущаю себя там, где просторно. Никак не могу уловить смысл расстояния, разделяющего меня сегодняшнюю от тех, кто остался в Америке. И мне перестает подчиняться ночь. Уже три часа. Сын давно спит. Сид и Нэй, округлив медовые глаза, сидят рядом. А я пишу эссе о синей кошке. Вы теперь знаете — я бываю у вас в гостях. Часто. Без ведома.

 

 


Возьмите на заметку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: