Как телевидение влияет на состояние зрительской

Аудитории

Методы и приемы Оказываемое действие
Визуальный аспект воздействия
Запланированное невербальное поведение в кадре Запланированное невербальное поведение человека в кадре и демонстрация крупным планом отдельных частей тела (глаза, руки) создает в сознании телезрителя выгодный создателю телепередачи образ того, кого показывают по телевидению.
Геометрические линии в кадре Изображения в кадре делятся на агрессивные и положительные. Первые вызывают беспокойство, страх, агрессию, защитную реакцию.Вторые, наоборот, расслабляют человека, доставляют удовольствие, наслаждение. Периодические структуры в изображении опасны для человеческого организма и способны дезориентировать его важнейшие функции.
Воздействие цвета Цветовое решение студии, одежды ведущего, цветовая композиция кадра оказывают эффективное влияние на состояние аудитории: могут вызвать позитивные или негативные эмоции по отношению к тому, что показано на телеэкране.
Динамика монтажа Динамичный монтаж кадров как изобразительно-выразительное средство кинематографии может создавать напряжение в телесюжете. Усиливает суггестивный эффект вербальной информации (тем более, если мелькание изображения ритмизируется под текст).
Эффект стробоскопа Яркое мелькание создает ощущение оцепенения и стрессовое состояние. Это может соответствовать как художественному замыслу, так и предполагаемому суггестивному воздействию.
Тахистоскопическое предъявление Смена картинок на большой скорости. Воздействие обусловлено способностью мозга запоминать быстро мелькающие картинки на уровне подсознания.
Прием скрытых вставок Вставка в запись программы контрастных кадров с напоминанием используется для извлечения у зрителя из подсознательного уровня на уровень сознания каких-либо мыслей, идей, образов. Пагубный эффект оказывают скрытые испорченные кадры, которые также могут не восприниматься сознанием.  
Аудиальный аспект воздействия
Громкость При длительном воздействии громкого звука снижается слух. Также вредна и абсолютная тишина. Резкая контрастная смена громких и тихих звуков пагубно влияет на нервную систему.
Особенности звучания речи   Голос и его интонация довольно точно сообщают окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, темпераменте, чертах характера). Отсюда возможность манипулировать эмоциями зрителя, используя те или иные характеристики речи.
Высокие и низкие частоты Высокие и низкие звуковые частоты, вписанные в диапазон человеческого слуха, могут акцентировать внимание человека на нужном автору фрагменте программы или создать нужную эмоцию. Высокочастотные звуки вызывают настороженность, нервозность, низкие — вызывают чувство сонливости, медлительности (при особых условиях — чувство страха). Частный случай — бинауральные биения: наложение в головном мозге звуков близких частот, в результате мозг воспринимает разницу — звук очень низкой частоты (до 30 Гц). Звук в отмеченных частотных рамках влияет на волновую активность головного мозга. В результате у человека можно вызвать широкий спектр эмоций, поменять его физиологическое состояние.
Ритмика Ритмический звуковой ряд создает чувство массовости, вовлеченности и единства, что очень важно для осуществления успешной суггестии. Человек заряжается тем, что делает масса, и начинает делать то же. Постоянная ритмика способствует этому в силу особенностей своего воздействия на подсознание.
Подпороговые внушения Речевой сигнал маскируется шумом или музыкой, или подается на очень тихом или замедленном уровне. Информация в обход защитных механизмов сознания напрямую воспринимается подсознанием.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, вы познакомились с телевизионными жанрами, с методикой подготовки «зрелищных» и «разговорных» передач на телевидении, особенностями коллективного творческого труда, слагаемыми методологической культуры — с тем, что составляет суть профессиональной культуры тележурналиста.

Конечно, ни один тележурналист, выезжая на съемку, не объявляет оператору и своей творческой группе, что сегодня он будет использовать «преобразовательный вид деятельности, применяя приемы прямого конструирования». Они — эти приемы, методы, способы — у профессионального тележурналиста — внутри, он пользуется ими так же естественно, как дышит воздухом. Вот когда кислорода не хватает, то дышать трудно. Так и тележурналист, особенно начинающий, не владеющий методологическими «секретами» профессии, часто во время создания телематериала сам теряется, «мучает» своих героев, нерационально использует технику, время, силы съемочной бригады. В одном случае не может найти подход к своему герою, в другом — не умеет создать творческую обстановку, в третьем — не в состоянии осмыслить отснятый материал. Наверное, в известном смысле любой творческий процесс, в том числе телевизионный, непредсказуем. Но в этом-то и сила профессиональной культуры, что она срабатывает одновременно с интуицией, поиском идей и моментом принятия решений. Обязательно срабатывает. Если, конечно, тележурналист, постигая профессию, изучал творчество предшествующих поколений, впитывал все самое лучшее, ценное и важное.

Наше пособие дает возможность каждому использовать этот опыт в своем профессиональном становлении. Проверенные временем приемы, методы и способы телевизионной журналистики в зависимости от творческих устремлений могут стать штампами, но могут быть и стартовой площадкой на пути к вершинам творчества.

Жизнь не стоит на месте, телевидение в постоянном развитии, творческий поиск — процесс бесконечный.


Список литературы

 

1. Андроников И. Л. Слово написанное и сказанное // Я хочу рассказать Вам…: рассказы, портреты, очерки, статьи. — М.: Советский писатель, 1971. — С. 540 — 558.

2. Антошинцева В. А. Динамика жанра телевизионного интервью в аспекте формирования новых коммуникативно-прагматических норм // Жанры в журналистском творчестве. — СПб.: СПбГУ, 2004. — 208 с.

3. Беляев И. К. Особенности национального телевидения. — М., 2000.

4. Бережная М. А. Социальная тележурналистика. Учеб.-метод. пособие. — СПб: Роза мира, 2005. — 117 с.

5. Бесс Б., Дезормо Д. Построение телевизионного репортажа. — М.: Галерия, 2004. — 122 с.

6. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров В. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. Учеб. пособ. — СПб.: Специальная литература, 2004. — 288 с.

7. Гаймакова Б. Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 283 с.

8. Гессен М., Назари М. По жизни. Пособие по социальной журналистике. — ЮНИСЕФ, 2002. — 127 с.

9. Горюнова Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учеб. пособ. — В 3-х т. — М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2000. — Т. 1. Пластическая выразительность кадра. — 41 с., Т. 2. Динамика экрана. — 39 с., Т. 3. Изобразительно-звуковой образ. — 47 с.

10. Дмитриев Л. А. Сто вопросов и ответов о творчестве тележурналиста. — М., 2002.

11. Дэннис Э., Мерил Д. Беседы о масс-медиа. — М.: Вагриус, 1997. — 384 с.

12. Егоров В. В. Телевидение между прошлыми будущим. — М., 1999. — 415 с.

13. Засурский Я. Н. Независимость и свобода журналиста: самоцензура и самоконтроль // Право радио и телевидения в России. На пути к новой организации новой электронной прессы. — СПб., 1994.

14. Зверева Н. В. Школа регионального тележурналиста. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 320 с.

15. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве. Учеб. пособ. — СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. — 93 с.

16. Ильченко С. Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. Учеб. пособ. — СПб.: Роза мира, 2006. — 140 с.

17. Кашинская Л. В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика, 1986. — №10. — С. 26.

18. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 191 с.

19. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с.

20. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с.

21. Константинов А. Д. Журналистское расследование. — М.: Олма-Пресс, 2003. — 476 с.

22. Корконосенко С. Г. Моделирование теории журналистики: методологические подходы // СМИ — общество — образование: модели взаимодействия. — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2007. — С. 199 — 211.

23. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // В кн: Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: 2000. — С. 139 — 167.

24. Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. Учеб. пособ. — СПб.: СПбГУ, 1998. — 130 с.

25. Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика: критерии профессионализма. — М.: РИП-Холдинг, 2004. — 220 с.

26. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учеб. пособ. по журналистике. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 240 с.

27. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. — М.: 1998.

28. Лукина М. М. Технология интервью. Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 192 с.

29. Мисонжников Б. Я. Жанры в журналистике: предмет и форма творческой рефлексии // Жанры в журналистском творчестве. — СПб.: СПбГУ, 2004. —
С. 3 — 16.

30. Моисеев В. А. Журналистика и журналисты. — К.: Дакор, 2002. — 400 с.

31. Муратов С. А. Пристрастная камера. Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 187 с.

32. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 202 с.

33. Наш друг — телевидение: Мастера современной культуры о ТВ / Сост.
Б. М. Брацило. — М.: Искусство, 1978. — 229 с.

34. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. Учеб. пособ. — М.: РИП-Холдинг, 2003. — 273 с.

35. Попцов О. М. Выступление на сессии Международного конгресса Седьмого Европейского Телефорума (18 — 19 ноября 2004 г.) // Телефорум. — 2005. — №2. — С. 131.

36. Прощикин Т. А. Организация телевизионного ток-шоу. — М.: РИО ИПК Р и ТВ, 2007. — 74 с.

37. Саппак В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы. — М.: Искусство, 1988. — 199 с.

38. Саруханов В. А. Азбука телевидения. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 223 с.

39. Свитич, Л.Г. Введение в специальность:Профессия: журналист. Учебное пособие/ Л. Г. Свитич. — 2-е изд., испр. и доп. – М.; Аспект Пресс, 2007. – 255 с.

40. Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. – М.: Изд-во МГУ, 2000. — 247 с.

41. СМИ — общество — образование: модели взаимодействия. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию высшего журналистского образования на Южном Урале. Челябинск, 30 ноября — 2 декабря 2007 г.: В 2-х ч. / Отв. ред. И. А. Фатеева. — Ч. 2 — Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2007. — 193 с.

42. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / Под ред. Е. А. Вартановой. — М.: Медиа-Мир, 2008. — 248 с.

43. Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992. — 416 с.

44. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы — М.: ППП, 1993. — 175 с.

45. Телевизионная журналистика. Учебн. 4-е изд. / Под ред. Г. В. Кузнецова, В. Л. Цвика, А. Я. Юровского. — М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2002. — 340 с.

46. Телевизионный сценарий. Сборник сценариев телевизионных передач и фильмов / Под ред. Э. Р. Багирова. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 171 с.

47. Телерадиоэфир. История и современность / Под ред. А. Г. Качкаевой. — М.: Элиткомстар, 2008. — 400 с.

48. Телерадиоэфир. История и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 239 с.

49. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. — М.: Гендальф, 1998. — 256 с.

50. Уолтер Р. Сценарное мастерство. Реферат книги. — М., 1993. — 63 с.

51. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика. История. Теория. Практика: Учеб. пособ. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.

52. Чернышов В. А. МЕДИАмузыка на ТВ // Журналист. — 2007.— №10. —
С. 54.

53. Шариков А. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. — 2005. — №2. — С. 137 — 140.

54. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. — М.: РИП-Холдинг, 2001. — 165 с.

55. Шумилина Т. В. Не могли бы вы рассказать? — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 135 с.

56. Эльманович Т. Образ факта. — М.: Искусство, 1975. — 119 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………...3

Введение ………………………………………………………………………..4

Часть I. Выразительные возможности телевизионной журналистики..8

Раздел I. Методологическая культура — важнейшая составляющая профессиональной культуры тележурналиста ………………………………………..10

1. Тележурналистика как творчество……………………………10

2. Слагаемые профессиональной культуры………………………………………12

3. Методы отображения действительности на рационально-познавательном
уровне...................................................... …………………………………………16

4. Методы отображения жизненных явлений на эмоционально-чувственном
уровне…………………………………………………………………………………24

5. Методика создания телевизионной образности……………………………….26

6. Методы эфирной презентации телевизионных программ…………………….33

Контрольные вопросы к разделу..…………………………………………………35

Раздел II. Создатель телепередачи — съемочная группа …………………………36

1. Журналист — автор сценария………………………………………………...….36

2. Состав съемочной группы………………………………………………………...39

3. Этапы создания телепередачи……………………………………………………..42

4. Особенности коллективного творческого труда...................................... …..43

5. Профессиональная ответственность.......................................................... …..45

Контрольные вопросы к разделу…………………………………………………...48

Раздел III. Жанровая система телевизионной журналистки……………………....49

1. Определение жанра. Жанроформирующие элементы …………………………..49

2. Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров……51

3 Репортажность - природное свойство телевидения ………………….…..…….71

4. Телевизионная программа как единица телевещания …………………...……73 Контрольные вопросы к разделу………………………………………………….…76

Раздел IV. Методика подготовки «разговорных» передач ……………………….77

1. Выступление в кадре…………………………………………………...…………77

2. Вербальная телевизионная информация (без видеоряда)……………………….80

3. Телевизионный комментарий…………………………………………………...83

4. На телеэкране — эссе…………………………………………………………...85

5. Телевизионное интервью………………………………………………………….88

6. Ток-шоу — новый телевизионный жанр ………………………………………95

7. Беседа на телеэкране………………………………………………………………98

8. Дискуссия……………………………………………………………………..….100

9. Теледебаты………………………………………………………………………..103

10.Пресс-конференция…………………………………………………… ……….105

Контрольные вопросы к разделу…………………………………………………...108

Раздел V. Методика подготовки «зрелищных» передачВидеосюжет как основа новостной программы……………………………………………………………….109

1. Видеосюжет как основа новостной программы……………………………….109

2. Телевизионный репортаж……………………………………………………….113

3. Телевизионный отчет…………………………………………………………....118

4. Телевизионное обозрение……………………………………………………......119

5. Журналистское расследование…………………………………………………..122

6. Телевизионный очерк…………………………………………………………….125

7. Сатира и юмор на экране…………………………………………..……………134

8. Фельетон………………………………………………………………………….136

9. Памфлет…………………………………………………………………………..138

Контрольные вопросы к разделу………………………………………………….139

Раздел VI. Методика редактирования телевизионных программ ………………141

1. Суть телевизионного редактирования………………………………………….141

2. Редактирование информационных программ ……………………………..……145

3. Контрольные вопросы к разделу…………………………………………….…146

Часть II. Методические материалы ………………………………….………....148

Университетская телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» как учебно-
производст-венная площадка для подготовки профессиональных кадров……...150

Контрольные задания для самопроверки студентов к теме

«Методика тележурналистики»……………………………………………………161

Рекомендации по созданию региональной информационно-
аналитической телевизионной программы………………………………………..186

Особенности подготовки и проведения телевизионного ток-шоу

(на примере экспериментального учебного занятия)………..……………………..192

Метод интервью: психологическая подготовка тележурналиста……………….203

Сценарий презентационного ролика репортажного телефильма

«Пять шагов к красоте»…………………………………………………………….214

Как воспитать в студентах-журналистах нравственно этические

принципы........................................... ……………………………………………219

Беседа как один из жанров в цикле образовательных программ

(на примере программы «Прочтение» на телеканале «ЮУрГУ-ТВ»)…………….222

Телевизионный портретный очерк: специфика жанра (на примере

очерка «Воин» на канале «ЮУрГУ-ТВ») …………………………………………225

Образец редакторской (авторской) правки-сокращения..............................................237

Телерепортаж в упражнениях и тренингах.............................................................240

Образец эссе - Синяя кошка.....................................................................................242

Как телевидение влияет на состояние зрительской аудитории...............................247

Заключние…………………………………………………………………………..246

Список литературы....................................................................................................247

 

Людмила Петровна Шестёркина. Профессор, кандидат исторических наук, декан факультета журналистики, зав. кафедрой «Телевизионная и радиожурналистика» ЮУрГУ, зам. директора телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России, действительный член Международной и Евразийской Академии Телевидения и Радио.   Тамара Дмитриевна Николаева. Преподаватель кафедры «Телевизионная и радиожурналистика», член Союза журналистов России, действительный член Евразийской Академии Телевидения и Радио, Стаж работы в журналистике — 52 года, 30 лет в газете и на телевидении, 22 — преподавания на факультетах журналистики ЧелГУ и ЮУрГУ. За время преподавательской деятельности разработала авторские программы и методические рекомендации по изучению курсов: «Основы телевидения», «Специфика телевизионных жанров», «Методика тележурналистики».

 

Учебное пособие

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: