Авторский комментарий

…В январе 2007 года я узнала о существовании в Челябинске военно-патриотического молодежного объединения «Воин». Поведал об этом мне отец Игорь, настоятель Свято-Троицкого храма г. Челябинска и соорганизатор «Воина». Объединение появилось в 2003 году как школа рукопашного боя, ее руководителем стал Алексей Вепринцев. Уже в июле 2004 года прошли первые полевые сборы «Воина», а в октябре 2004 г. «Воин» стал именоваться школой резерва подразделения антитеррора «Альфа». В мае 2005 года «Воину» было присвоено имя майора ФСБ Александра Перова, Героя России, погибшего в Беслане при освобождении заложников.

Вспомнила я об организации спустя полгода. Возникла идея сделать о ребятах, занимающихся в «Воине», сюжет в «Молодежный проспект». В сентябре 2007 года познакомилась с Алексеем Вепринцевым, будущим героем моего телеочерка. Поразили его глаза — они, казалось, светились добротой! При первом же знакомстве Алексей Петрович предложил мне сотрудничество. Так, уже полгода я тесно взаимодействую с «Воином».

Идея создать очерк пришла случайно. В одном из выпусков газеты «Губерния» наткнулась на объявление о конкурсе «…А я прошел по той войне». Организаторы («Музей памяти воинов, погибших в локальных конфликтах», г. Златоуст) предлагали создать работу о ветеране войны. Не задумываясь, я решила сделать фильм об Алексее Вепринцеве.

Идейный замысел работы я сформулировала так: как бы страшно ни было на войне, как бы ни старалась она сломить человека, он выжил — не только физически, но и морально.

Цель передо мной стояла непростая — создать портрет уникального человека, причем сделать это так, чтобы не упустить ничего важного, но и не сказать лишнего. Да, коварная вещь — телевизионный портрет. Во-первых, рядом с собеседником выявляется и масштаб авторской личности. Во-вторых, многие авторы, берясь за портрет, даже не представляют себе трудностей этого предприятия и возможных методов достижения успеха.

Ричард Ликок, основатель жанра «вокс-поп», однажды сказал, что, создавая фильм о каком-то конкретном человеке, самое примитивное, что приходит в голову журналисту: поскорее задать ему вопрос. Это дурной вкус. Гораздо точнее — наблюдать за тем, как человек работает, но это требует времени и терпения. Это слова засели мне в душу. Я решила не торопиться и сначала понаблюдать за героем: посещала его тренировки, разговаривала с ним на различные темы, выезжала с «воинами» на стрельбища. Одним словом, узнавала Алексея Вепринцева.

Но личное наблюдение — это полдела на пути к созданию цельного образа. Есть такая восточная мудрость: «У врага спроси и у друга, у вина и у сабли, у золота и у женщины, а уж потом у него самого». Хочешь узнать человека — спроси у семерых. А если по-телевизионному — покажи человека в разных обстоятельствах. Именно поэтому я попросила разных людей, так или иначе связанных с героем, поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу этого человека. Сослуживец, с которым прошли годы юности героя, священнослужитель, который является соруководителем «Воина», супруга, пережившая вместе с А. Вепринцевым ужасы войны, воспитанник военно-патриотического объединения «Воин», для которого Алексей Петрович — идеал командира. Интервью с Алексеем Петровичем снимали в последнюю очередь — к тому моменту я уже знала о нем практически все и могла предположить, о чем он будет говорить, могла предвидеть его ответы.

Большая удача документалиста — встретить героя, который осознанно играет сам себя. Мой герой отлично сыграл сам себя! Его лучистые глаза, добрая улыбка говорят о его сущности лучше всяких слов.

Материал отснят, пора садиться за сценарий. Это, пожалуй, один из самых сложных этапов в создании очерка. Мой сценарий был переделан несколько раз. Первоначальный вариант был излишне пафосным, следующий — с громоздким текстом… И только третий вариант стал окончательным.

Очерк обладает многими признаками, присущими художественным произведениям. Вобрав в себя лучшие художественные приемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собственного инструментария публицистической поэтики.

Одним из средств художественной типизации в очерковом произведении является деталь. Посредством удачно найденной детали можно заменить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть дела подробности. При знакомстве с материалом для портретного телеочерка «Воин» сразу же выделилось несколько деталей:

· Алексей Вепринцев воспитан в духе патриотизма с детства;

· Он по собственному желанию подписал контракт на службу в горячей точке;

· Женился за день до отъезда в командировку, а жена, спустя два месяца после разлуки, приехала к нему и была с ним до окончания службы;

· Война послужила толчком для создания военно-патриотического молодежного объединения «Воин»;

· Алексей Вепринцев, как и другие офицеры-воспитатели «Воина», работает с ребятами почти бесплатно.

Опорной деталью, способной стать основой не только логической, но и художественной концепции произведения, в «Воине» стало то, что Алексей Вепринцев — патриот своей страны, что он болеет за ее будущее и что «Воином» он занимается не по принуждению, а по зову души.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других — для создания символического образа, в-третьих — для ассоциативных связок, в четвертых — для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В телеочерках используются не только существенные, но и несущественные детали. Они могут подготовить зрителя к восприятию опорной детали, или же создать некий фон, из которого и возникнет целостное впечатление о показанном фрагменте действительности.

Несущественных деталей в очерке «Воин» тоже немало. Рассмотрим некоторые из них.

· Супруга героя Наталья Вепринцева вспоминает о годах, проведенных во Владикавказе, добрыми словами: «Ничего плохого там не было, жили мы хорошо. Проблем не было никаких». Казалось бы, воспоминания самые спокойные, но если присмотреться к Наталье, нельзя не заметить ее грустные глаза и прячущийся взгляд. Очевидно, что те три года были страшным испытанием, воспоминание о котором до сих пор бередит душу.

· Коллектив в военно-патриотическом молодежном объединении сложился дружный. Об этом говорят и руководитель «Воина», и ребята-воспитанники клуба. Яркое доказательство этим словам — в заключительной сцене очерка. Алексей Вепринцев в окружении бойцов «Воина» дает заключительное интервью о том, что ребята, которые занимаются в «Воине», прежде всего, учатся жить в коллективе. И будто подтверждая его слова, один из бойцов делится шоколадом с сидящим рядом. Причем, второй явно смущен камерой.

Таким образом, особенность работы журналиста с деталью связана, с одной стороны, с тщательным отбором наиболее характерных деталей, а с другой — с искусством их обыгрывания.

Портрет в телеочерке зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть его. Другая функция портрета — помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Так наш герой, давая интервью в домашней обстановке, часто меняет мимику. Рассказывая о свадьбе, он улыбается и активно жестикулирует, когда же вспоминает о войне, хмурится, темп его речи замедляется, голос становится тише, жестикуляция исчезает. Показан Алексей Вепринцев и в работе. Камуфляж, военная выправка, приказания строю бойцов — вот образ настоящего современного воина. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике — это документальная точность отображения.

Чернышевский как-то заметил, что есть портреты, похожие на оригинал до отвратительности. Мелочные подробности лица переданы отчетливо, а главного недостает. Что главное в портрете? Духовный облик. Характер, темперамент, образ чувств и мыслей.

В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми. Для наиболее глубокого раскрытия образа необходимо, чтобы у авторов был интерес к личности «портретируемого». Отметим, что наш интерес к Алексею Вепринцеву очень высок. Нам кажется, что главный герой очерка «Воин» — личность уникальная. Он занимается правым, богоугодным делом, воспитывая надежную опору для девушек, жен, матерей, для семьи, для города, для страны.

Как утверждает В. Саппак, «телевизионный портрет — это как раз те счастливые минуты, мгновения, когда телевидение становится искусством».

Процесссамораскрытия, самоанализа героя может проявляться в очерке через монолог или диалог. И в том, и в другом случае мы будем иметь дело с различными проявлениями его самосознания.

В нашем случае герой делится самыми сокровенными мыслями о роли каждого мужчины, о необходимости воспитывать патриотические чувства в современной молодежи, он делится воспоминаниями о годах учебы в военном училище, о службе на Кавказе, о свадьбе, размышлениями о необходимости военно-патриотического молодежного объединения «Воин». Чтобы настроить героя на такой искренний разговор, от нас требовалось максимум внимания и душевного такта. Нужна для этого была и особая атмосфера разговора, чтобы А. Вепринцев мог рассказать нам все, что наболело у него на душе.

Пейзаж в очерковых произведениях применяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его «служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качестве обрисовки места и обстановки, жизненной ситуации, разрядки напряженного повествования, постановки социально значимых проблем, передачи зрителям определенного настроения и показа внутреннего состояния героя и, наконец, как композиционный элемент. Первые кадры российской природы под песню «Россия» являются как бы предтечей важных, ключевых слов А. Вепринцева, отражающих его сущность. Герой сказал: «Земля нас кормит, мы пьем ее воду, едим ее хлеб, но сама себя она защитить не может, поэтому это святая обязанность тех, кто пьет воду, ест хлеб и любуется ее красотами. На то мы и мужчины, на то мы и защитники, на то мы и учимся защищать нашу Родину». Таким образом, первая пейзажная зарисовка несет глубокую смысловую нагрузку. Кадры Чеченской войны характеризуют те страшные годы, что прошли у героя на Кавказе, а также, воспринимаются как контраст между образом солдатской жены и образом войны.

Художественные средства изображения необходимы при создании телевизионного очерка не только для обрисовки внешней среды, но и для раскрытия внутреннего состояния человека. Описание основных изобразительно-выразительных средств телевидения не следует рассматривать как некий канон, отступление от которого непременно приведет к творческому краху. Это лишь объяснение и доказательство того факта, что в распоряжении журналиста телевидения имеется богатейший арсенал замечательных средств выражения, каких не знают печатные СМИ и радиовещание.

В заключение хочется отметить, что создание телевизионного портретного очерка — дело нелегкое, но очень интересное, особенно, если интересен герой работы. Я рада, что знакома с таким уникальным человеком, как Алексей Вепринцев, и считаю, что о его деятельности должны узнать многие: и представители власти, и молодежь, и старшее поколение. Ведь воспитание будущего поколения защитников нашей страны, здорового (и физически, и морально) поколения — дело богоугодное.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: