Отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций, т.е. конкретное сочетание его отдельных инструментов.
Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.
Бюджет маркетинга
В этом пункте бизнес-плана приводятся размеры затрат на маркетинг за три предыдущих года и на ближайшие 3-5 лет.
До настоящего времени не разработана унифицированная методика составления бюджета; каждая фирма использует свой подход к определению статей бюджета на маркетинг и составления форм отражения в них необходимой информации.
Рисунок 6 – Этапы разработки ценовой политики предприятия |
Для расчета бюджета маркетинга в рамках каждой методики могут применяться следующие методы:
а) метод финансирования «от возможности»;
|
|
б) метод фиксированного процента;
в) метод «ориентации на конкурента»;
г) метод максимальных расходов;
д) метод на основе целей и задач.
Вопросы для самоконтроля.
1) Почему общая стратегия фирмы получила название портфельной?
2) Назовите три основных типа общих стратегий фирмы.
3) В чем заключается эффект синергизма или стратегического рычага?
4) Какие основные модели стратегического анализа используются при разработке бизнес-плана?
5) Опишите принципы построения матрицы «Бостон консалтинг групп».
6) Укажите варианты стратегий по основным позициям бизнеса в рамках матрицы «Бостон консалтинг групп».
7) В чем основные отличительные особенности модели «Мак-Кинси» от матрицы «Бостон консалтинг групп»?
8) Каковы критерии оценки привлекательности рынка?
9) Какие факторы могут быть использованы для оценки преимущества в конкуренции (конкурентоспособности)?
10) Опишите принципы построения и условия использования матрицы «товар-рынок».
11) Какие направления расширения деловой активности фирмы предлагаются матрицей «товар-рынок»?
12) Назовите основные виды деловой (конкурентной) стратегии фирмы.
13) Перечислите функциональные стратегии фирмы и в каких разделах бизнес-плана они разрабатываются?
14) Назовите известные Вам стратегии маркетинга и принципы их классификации.
15) В чем сущность позиционирования рынка?
16) Перечислите наиболее существенные факторы позиционирования.
17) Опишите принципы построения карт позиционирования.
18) Назовите основные направления позиционирования рынка.
19) В чем сущность продуктовой, ценовой, сервисной, кадровой и имиджевой дифференциации?
|
|
20) Назовите основные виды товарных стратегий фирмы.
21) Существует ли связь между стадиями жизненного цикла товара и товарными стратегиями?
22) Каково влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии?
23) Что включает в себя ценовая тактика?
24) Раскройте сущность методов ценообразования.
25) В чем заключаются рыночное страхование цен?
26) Назовите основные стратегии коммуникативной политики.
27) Что представляет собой инструментарий комплекса маркетинговых коммуникаций?
28) Укажите последовательность отражения рекламной деятельности в бизнес-плане.
29) Какие виды рекламных средств могут быть использованы при разработке рекламной деятельности в бизнес-плане?
30) Какие показатели используются для оценки эффективности рекламных средств?
31) По каким двум направлениям в бизнес-плане проводится анализ эффективности мероприятий рекламной кампании?
32) Перечислите известные Вам приемы стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории.
33) Какие основные задачи призвана решить личная продажа?
34) Приведите примеры мероприятий «паблик рилейшнз».
35) В чем заключается сущность прямого маркетинга?
36) Приведите примеры использования основных форм прямого маркетинга.
37) В чем основное отличие спонсоринга от меценатства?
38) Что является сдерживающим фактором развития продукт-плейсмента?
39) Чем отличается брэнд от марки?
40) Раскройте сущность понятия «брэндинг».
41) Приведите примеры российских брэндов.
42) Каковы основные элементы рыночной атрибутики товара?
43) Приведите примеры индивидуальной, групповой, фирменной, региональной, национальной и международной марок.
44) В чем отличие марки производителя от частной марки?
45) Какие функции выполняет упаковка товара?