Среда международного маркетинга

Выход фирмы на зарубежный рынок всегда требует серьезного анализа маркетинговой среды, т. е. всего того, что будет воздействовать на фир­му прямо и непосредственно или косвенно. В ходе анализа возможно даже ранжирование стран по благоприятности условий для выхода, что позволяет ответить на вопросы:

♦ Можно ли выходить на данный рынок в данное время?

♦ Какая форма внешнеэкономической деятельности более эффек­тивна?

♦ Какие виды внешнеэкономических рисков возникают?

♦ Какие факторы ухудшают условия существования зарубежных фирм в данной стране?

Ответы на эти вопросы дает изучение факторов зарубежной окружа­ющей среды.

При этом необходимо исследовать по возможности весь круг факто­ров, которые формируют маркетинговую среду, так как чем глубже про­веден анализ, тем меньше неожиданных барьеров для бизнеса может возникнуть, а следовательно, уменьшается внешнеэкономический риск.

В процессе исследования среды сначала систематизируются факто­ры, а затем исследуются их основные группы. Процесс исследования среды может включать следующие этапы: систематизация факторов внутренней и внешней среды в международном маркетинге; политиче­ские факторы и факторы государственного регулирования экономики; правовые, экономические, социально-культурные факторы и пр.

Специфика изучения среды международного маркетинга состоит в систематизации ианализе факторов внешней среды страны фирмы-партнера по бизнесу. От того, насколько методически правильно и глу­боко будут рассмотрены эти вопросы, зависит точность оценки марке­тинговых опасностей и возможностей, связанных с внешней средой, что в свою очередь во многом определит адекватность действий фирмы на внешнем рынке и, как результат, — конечный успех ее деятельности в области международного маркетинга.

Комплексный анализ среды международного маркетинга предполага­ет построение системы факторов, которые в совокупности характеризу­ют основные воздействия среды на деятельность фирмы в области меж­дународного маркетинга.

Глобализация экономики и стратегии международного развития.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы. Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики это сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой стороны, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.

Важное место в процессе глобализации мировой экономики занимает рыночная конкуренция. Главные средства конкуренции – снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг являются «мотором» глобализационных процессов. Также большую роль в нарастании глобализации экономики играет международная миграция капитала. Как правило, международные кредиты предоставляются государствами, а прямые и портфельные иностранные инвестиции осуществляются частными корпорациями. Поэтому главной движущей силой глобализации являются транснациональные компании.

Транснациональная компания (корпорация) – компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. Современные ТНК – крупные международные хозяйственные структуры, дислоцированные одновременно в нескольких странах, объединенные единой акционерной собственностью и достаточно общей стратегией. В пределах подобных комплексов осуществляется циркуляция товаров, финансовых ресурсов, патентов, ноу-хау и прочих стратегических ресурсов. В условиях либерализации международной торговли и информационной революции руководство ТНК принимает решения куда, когда и в каком объеме инвестировать, не применительно к конкретным странам, а на глобальном уровне. Мировое экономическое пространство – это поле, на котором разворачивается соперничество между подобными гигантскими хозяйственными структурами. Появление и дальнейшее развитие транснациональных корпораций сильно повлияло на мировую экономику отдельных государств и развитие международных экономических отношений. Во многих странах они сотрудничают даже с правительствамии представителями бизнеса. Зачастую это происходит по причине низкого уровня социально-экономического развития региона или из-за тяжелого экономического кризиса. ТНК могут помогать в развитии добывающих отраслей, а иногда создаются филиалы или дочерние компании в сфере обрабатывающей промышленности. Пользуясь тяжелым положением страны, на ее территорию переносят наиболее сложные производства, а также экологически опасные производства, которые могут нанести вред окружающей среде. Все больше участвуя в народном хозяйстве развивающихся стран, транснациональные корпорации занимают лидирующее положение в некоторых очень важных отраслях. Кроме того, ТНК привлекают к сфере своей деятельности и местные компании, в основном малые и средние. Они становятся зависимыми от крупной компании. Но все же это может хорошо отразиться на экономике развивающейся страны. ТНК способствуют развитию тех отраслей экономики, которые связаны с их деятельностью, могут изменить структуру народного хозяйства и расширить участие этого государства в международных экономических отношениях. Транснациональные корпорации влияют на мировую экономику в целом. Они занимают господствующее положение в ряде отраслей как в отдельных странах, регионах, так и в мировой экономике в целом. И это не только в производстве, но и в торговле. ТНК инвестируют средства в экономику различных стран: они развивают на их территории свои предприятия и способствуют развитию других отраслей.

Глобализация не завершенный процесс, она развивается, испытывая противоречия и трудности. Уровень глобализации экономики зависит от уровня развития производительных сил, современных технологий. Но зачастую понятие «глобализация» воспринимается как навязываемая странами Запада во главе с США идеология. Значительное количество людей в бедных странах не видят преимуществ глобализации. Тем не менее глобализация — это основная тенденция развития сегодняшнего мира, его экономики и международных экономических отношений. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран — одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

Выделяют следующие элементы среды международного маркетинга: экономическую, политико-правовую и культурную среду. Среда международного маркетинга во многом определяется системой международной торговли.

Система международной торговли. При организации сбыта в другой стране фирма может столкнуться с различными торговыми ограничениями. Самое распространенное ограничение — таможенный тариф, представляющий собой налог, которым иностранное правительство облагает ввозимые в его страну товары. На товары определœенных категорий может устанавливаться квота — количественный предел, ограничивающий ввоз этих товаров в страну. В то же время ряд стран образовали экономические сообщества, обеспечивающие беспошлинную торговлю между их членами.

Экономическая среда. Привлекательность страны в качестве экс­портного рынка определяется двумя характеристиками — структурой хозяйства и характером распределения доходов.

Существует 4 типа хозяйственных структур:

Страны с экономикой типа натурального хозяйства, при котором большинство население занимается простейшими видами сельскохозяйственного производства. Большая часть аграрной продукции потребляется самими производителями, а её остаток напрямую обменивается на простые товары и услуги. Здесь экспортеры имеют ограниченные возможности. Примером такой страны может служить Эфиопия.

Страны – экспортёры сырья богаты отдельными видами природных ресурсов и их экономика носит монотоварный характер.

Б о льшую часть средств они получают за счёт экспорта сырья. К странам этого типа можно отнести, к примеру, Саудовскую Аравию, экспортирующую нефть. Подобные страны являются емкими рынками для импорта промышленных товаров и услуᴦ.

Промышленно развивающиеся страны характеризуются тем, что их обрабатывающая промышленность производит от 10 до 20% валового национального продукта. Пример – Индия, Бразилия.

Странам этого типа необходим экспорт технологий и оборудования. Появление в них узкого слоя богачей и растущего среднего класса обусловливает увеличение спроса на товары новых типов, причем часть потребностей можно удовлетворить только за счёт импорта.

Промышленно развитые страны являются основными экспортерами, и импортерами товаров и услуᴦ.

Характер распределения доходов в стране существенным образом сказывается на рыночном спросе. По характеру распределения доходов страны делят на пять видов: 1) Страны с очень низким уровнем семейных доходов; 2) страны с преимущественно низким уровнем семейных доходов; З) страны с очень низким и очень высоким уровнем семейных доходов; 4) страны с низким, средним и высоким уровнем семейных доходов; 5) страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов.

Политико-правовая среда. Страны резко отличаются друг от друга своей политико-правовой средой. При решении вопроса о выборе зарубежного партнера фирмы крайне важно учитывать факторы:

0тношение к закупкам из-за рубежа.

Политическая стабильность.

Валютные ограничения.

Государственный аппарат.

Культурная среда. В каждой стране существуют свои культурные традиции, обычаи, правила, запреты. Продавцу следует узнать, как воспринимает зарубежный потребитель те или иные товары и как он пользуется ими. Сюрпризы, которые может преподнести потребительский рынок, весьма поучительны. К примеру, вопреки распространенному заблуждению немцы и французы едят больше макарон, чем итальянцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: