Анализ взаимоотношений России с международными финансовыми организациями

Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в целях создания благоприятных условий для многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.

В настоящее время проблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления мер по замещению внешних заимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2014 – 2015 гг. за счет средств Стабилизационного фонда РФ (табл. 2.1).

Таблица показателей объема задолженности РФ перед международными финансовыми организациями.

Таблица 2.1

Показатели      
Государственный внешний долг Российской федерации, всего 109,1 67,2 42,0
Задолженность по заимствований у МФО 8,2 4,6 3,9

Динамика объема задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями за период с 2014 по 2016гг. свидетельствует о том, что максимальный объем как всего внешнего долга Российской Федерации, так и задолженности перед МФО приходился на 2014 г. Так, если в 2016 г. задолженность перед МФО стала составлялять 3,9 от всего внешнего долга, то в 2014 г она составляла –8,2%.

С 2014 года происходит плавное снижение задолженности и к 2015 составляет 4,6. В денежной массе сумма показателей задолженностей в 2016 составляла уже 4,1 млрд долл. США против 23 млрд долл США в 2014 г.

В 2015 г. заимствования практически прекратились. Правительство Российской Федерации и МБРР провели внеочередной обзор портфеля проектов МБРР, на котором был выработан комплекс мер по реструктуризации портфеля проектов, в том числе по выборочному сокращению заемных средств. Общий размер займов был сокращен на сумму свыше 3,2 млрд долл. США. Причиной таких решений стало резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков (банков, администраций, предприятий) и, как следствие, выросшие риски Министерства финансов России по возврату перекредитованных средств займов. Период с 2014 по 2016 гг. характеризовался задержками в подготовке к реализации ряда новых проектов, подписание соглашений по которым предусматривалось еще в 2001 г. Также продолжалась тенденция неудовлетворительных темпов освоения средств. Так, из 16 проектов, которые должны были быть завершены, только по 7 расходование средств составило более 90%. В 2014 г. из 15 планируемых к завершению проектов МФО фактически было завершено 9 проектов. По шести займам расходование средств в 2014 г. не осуществлялось.

Проводимая в последние годы долговая политика, направленная на замещение государственных внешних заимствований внутренними, удлинение сроков государственных заимствований, осуществляемых на внутреннем рынке, и снижение долговой нагрузки на экономику страны, позволила сократить объем государственного внешнего долга Российской Федерации и обеспечила возможность гарантированного выполнения обязательств по его повышению и обслуживанию.

Рост инвестиционной привлекательности экономики повлиял на повышение суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации ведущими международными рейтинговыми агентствами. В целом текущие показатели «долговой устойчивости» Российской Федерации, разработанные в соответствии с международной методикой, свидетельствуют о существенном сокращении бремени государственного внешнего долга. В настоящее время по основным показателям Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долговой нагрузки.

В рамках стратегии сокращения внешнего долга государственная поддержка в форме суверенных займов и гарантий должна предоставляться только в случаях невозможности финансирования проекта с использованием коммерческих кредитов или частичных гарантий, а также при обосновании преимуществ использования займов МФО перед бюджетным финансированием.

 

 

Россия стала членом Всемирного банка (МБРР и Международной ассоциации развития) в июне 1992 г. В декабре того же года Россия присоединилась к Многостороннему агентству по инвестиционным гарантиям (МИГА), а годом позднее — к Международной финансовой корпорации (МФК). Все четыре организации входят в группу Всемирного банка, целью которой является предоставление финансовой и технической помощи развивающимся странам.

На этапе реализации в настоящий момент находятся десять проектов, стоимость которых составляет 697,1 млн долл. (таблица 6). Весь объем финансирования осуществляется в форме инвестиционных займов. Средний срок проекта составляет 6,26 лет. (Табл 6) Проекты МБРР в России на этапе реализации.




double arrow
Сейчас читают про: