Молодых педагогов в ОУ

Следует понимать, что после единственной беседы с руководителем молодой специалист не сможет усвоить и принять всех предъявляемых к нему требований. Поэтому сообщение важнейших аспектов жизни школы должно происходить неоднократно разными людьми, чтобы у новичка создавалось ясное, устойчивое представление о новом месте работы. Знакомя сотрудника с новой для него обстановкой, не бойтесь повторения и дублирования. Лучше повторить ему лишний раз одно и то же, чем недосказать и оставить его в неведении.

Программа адаптации новых сотрудников предназначена для введения единой формы этой процедуры и направлена на обеспечение наиболее быстрого вхождения в должность, уменьшение дискомфорта и количества возможных ошибок, связанных с началом работы в школе, формирование позитивного образа школы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала учителя.

Данную программу должны реализовывать: директор; заместители директора по учебной, воспитательной, социальной работе; руководители методических объединений; педагоги, назначенные наставниками новых работников.

Программа адаптации состоит из двух частей - общей и индивидуальной и рассчитана на весь период адаптации, то есть приблизительно на год.

Общая часть программы адаптации предполагает формирование у нового сотрудника целостного представления о школе, направлениях ее специализации, организационных особенностях, условиях труда, взаимоотношениях школы и учителя (порядок приема и увольнения, начисления заработной платы, предоставления льгот).

Индивидуальная часть рассчитана на весь период адаптации, то есть около года.

Онавключает детальное ознакомление со школой, ее деятельностью, а также с должностными обязанностями и спецификой работы. Кроме того, на данном этапе сотрудник приобретает конкретные необходимые навыки (например, учится самостоятельно проводить уроки, пользоваться определенными техническими средствами обучения). Состав и продолжительность индивидуальной части определяется заместителем директора, руководителем методического объединения и педагогом-наставником.

Если в ОУ приходят одновременно несколько молодых педагогов, то для них могут быть организованы групповые беседы, консультации, предоставлены памятки, инструкции, рекомендации и т.д. Молодой педагог должен ознакомиться с имеющимися в ОУ методическим кабинетом, библиотекой, электронными ресурсами, изучить образовательную программу школы (ДОУ, УДОД и т.д.) и увидеть свою роль в педагогическом процессе.

По результатам изучения ключевых документов и научно-методического обеспечения ОУ, молодому специалисту необходимо пройти собеседование с руководителем ОУ (директором, завучем, методистом, руководителем МО) или заполнить тест. Вопросы, ответы на которые молодой специалист должен знать:

- статус и специфика ОУ;

- структура ОУ;

- инновационная деятельность и перспектива ОУ;

- объем образовательных программ и педагогических услуг ОУ;

- содержание образовательной программ ОУ;

- традиции ОУ и план работы на учебный год;

- наличие литературы, методических разработок и электронных ресурсов по направлениям своей деятельности (учитель, классный руководитель, воспитатель и т. д.);

- руководителя МО и программу работы МО на год;

- должностные инструкции и устав ОУ;

- закон об образовании и ФГОС;

- требования к заполнению журнала, к планам, и программам образовательной деятельности;

- требования к мониторингу качества образования;

- требования к процессу педагогического взаимодействия

- оснащение своего кабинета и др.

Индивидуальная работа с молодым педагогом включает: развивающие беседы руководителя, взаимодействие с наставником, консультация завуча, методиста, руководителя МО и психолога.

Развивающие беседы – это общение руководителя с сотрудником с целью развития и сотрудника предприятия в целом через разработку согласованной программы личностно – профессионального развития сотрудника и программы развития учреждения. Особенно важны такие беседы для молодого педагога. Руководителю важно знать: желание работать молодого педагога, заинтересованность в какой нагрузке (ставка, 0,5; 1,5 ставки, контингент, предмет и т.д.), потребность в повышении квалификации, желание аттестоваться или участвовать в профессиональных конкурсах, какая педагогическая проблема наиболее интересна, какие трудности возникают, в каких общих для ОУ мероприятиях смог бы принять участие молодой педагог. В результате такой беседы уточняется или формируется методическая тема педагога в соответствии с методической темой ОУ, корректируется программа работы ОУ на учебный год и определяется «скелет» индивидуальной траектории повышения квалификации молодого педагога: курсы, семинары, методическая тема, выступления, закрепление наставника, ПК, стажировка, аттестация, публикация и т.д.

Взаимодействие молодого педагога с психологом предполагает совершенствование навыков педагогического общения, которое может включать как индивидуальные, так и групповые формы работы. Психолог ОУ может не только сам решать проблемы с молодым педагогом, но и порекомендовать специалистов из ППМС центров или институтов. В программе работы психолога ОУ должно быть предусмотрено посещение занятий (уроков) молодого специалиста с последующим совместным психологическим анализом процесса педагогического взаимодействия. Молодому педагогу желательно принять участие в тренингах ораторского мастерства, педагогического общения и профессиональной самопрезентации. Очень полезно записать занятие (урок) на видео и заполнить карту самоанализа эффективности педагогического общения, оценить: свой внешний вид, позы, интонацию, жесты, наличие «слов-паразитов», время монолога и время диалога, направленность взгляда, присутствие юмора, четкость и грамотность речи, выделение главного; частоту высоких, средних и низких звуков; передвижение по классу (группе), наглядность, доступность изложения, присутствие проблемных ситуаций, умение задавать вопросы, интерес к излагаемому материалу, руководство самостоятельной работы обучаемых воспитанников, способность обобщать, получение обратной связи и коррекция процесса взаимодействия, эмоциональность и чувство меры. Можно сравнить видеозапись своего общения с обучаемыми (воспитанниками) и коллегами, с родителями с целью дифференциации способов эффективного взаимодействия. Полезно посещение открытых мероприятий коллег с последующим анализом совместно с психологом или методистом. Задача специалистов (наставника, методиста, психолога и так далее) работающих с молодым педагогом в период его адаптации к профессиональной деятельности сделать акцент на обучающей функции диагностического инструментария качества образования, обратить внимание, прежде всего на позитивные стороны новичка, на успехи корректно предложить варианты преодоления трудностей. М.Е. Литвак утверждает, что успех воспитания зависит от соблюдения формулы «7 раз похвали, один раз поругай». Это же соотношение применимо и к молодому специалисту. Чрезмерная критика и акцент на затруднениях усилят неуверенность в себе и могут спровоцировать уход из профессии. Под руководством наставника молодому педагогу,желающему добиться профессиональных успехов, необходимо составить программу личностно-профессионального самосовершенствования. В исследованиях А.А. Деркача – это акмеограмма, документ, отражающий восхождение специалиста к профессиональной зрелости [3]. Структура такой программы может быть вариативна и состоять из следующих блоков:

I – титульный лист: название программы, фамилия, имя, отчество автора, педагогическая специализация по диплому, должность, место работы;

II – личностно-профессиональные достижения за годы обучения и работы в должности педагога (см. карту достижений за учебный год);

III – показатели профессиональной зрелости педагога как эталон самосовершенствования и определения своего этапа личностно-профессионального развития;

IV – индивидуальные затруднения на пути к профессиональной зрелости;

V – диагностика соответствия профессиограмме педагога;

VI – индивидуальные показатели качества образования;

VII – цель и задачи личностно-профессионального развития, ожидаемые результаты;

VIII – поэтапная программа на 3-5 лет;

IX – план работы на год (повышение квалификации: самообразование, курсы, семинары, стажировка, консультации, взаимодействие с наставником, участие в тренингах, конкурсах, работа над методической темой, подготовка публикаций и т.д.)

X – планируемая структура портфолио педагога.

Но, как показывает практика, не все молодые педагоги стремятся к профессиональному успеху и не все связывают жизненный успех с высоким уровнем профессионализма. Анкетирование молодых педагогов Санкт- Петербурга (164 респондента), проведенное в 2012/2013 учебном году показало следующее (приложение 14):

1. Образ успешного человека связывают с:

- наличием семьи 67,7%;

- позитивным отношением к жизни 71,3%;

- любимой работой 67,1%;

- здоровым образом жизни 54,2%;

- материальным достатком 53,6%;

- наличием друзей 45,7%;

- наличием признанных достижений 28%.

2. Считают успешным педагога:

- любящего свою работу75 %;

- любимого детьми 60,4%;

- постоянного самосовершенствующегося 58,5%;

- имеющего высокие результаты обученности учеников 54,3%;

- у которого гармония в душе и в отношениях с окружающими 48,7%;

- имеющего широкий кругозор 39%;

- интеллигентного 37,8%;

- ведущего здоровый образ жизни 33,5%;

- хорошо чувствующего окружающих 14,6%.

3. Выражают свое желание стать успешным педагогом:

- да-64,5%;

- скорее да, чем нет -20,7%;

- затрудняются -14,8%;

4. Довольны своим профессиональным выбором 73,8%, остальные пока не поняли;

5. Считают, что знаний, полученных в ВУЗе достаточно для успешной работы педагогом:

- да – 41,5 %;

- нет – 36,6%;

- пока не ясно – 22%.

6. Ощущают потребность в знаниях:

- психологии педагогического объединения 47,6%;

- технологий обучения и воспитания 45,1%;

- системного мониторинга качества образования 34,1%;

- составления педагогической документации 26,2%;

- основ управления познавательной деятельности 16,4%.

7. Нуждаются в следующих формах профессиональной поддержки:

- мастер-классы 52,4%;

- проблемные семинары 32,3%;

- оказание материальной помощи 32,3%;

- психологические тренинги 29,9%;

- индивидуальные консультации 29,9%;

- прикрепление наставника 20%;

- забота о здоровье 14.1%.

8. Точно планируют работать педагогом 52%, скорее «да», чем «нет» 12%, затрудняются 36%.

Ускорение процесса адаптации молодых педагогов и уменьшение процента раннего ухода из профессии возможно при включении стажировки для начинающих педагогов, как обязательного этапа непрерывного педагогического образования. В процессе стажировки быстрее приобретается позитивный опыт педагогический деятельности за счет интеграции собственных усилий молодого специалиста и помощи опытных педагогов. Стажировка молодых педагогов может быть осуществлена на базе институтов повышения квалификации, ВУЗов, РЦ, ИМЦ, стажировочных площадок (лучшие ОУ и наставники района). Уже сам процесс совместного с наставником составления индивидуальной программы стажировки делает процесс профессиональной адаптации более осознанным и целенаправленным.

Ключевая задача поствузовской стажировки помочь молодому педагогу приобрести опыт успешной профессиональной деятельности, научить получать удовольствие, а не стресс от педагогического процесса, показать возможности для творчества, самореализации и повышения авторитета. Программа стажировки для молодых педагогов должна включать общую, вариативную и индивидуальную части. Общая часть может быть предназначена для всех молодых педагогов, пришедших работать в этом учебном году в ОУ, в район и т.д. Она включает преимущественно лекционные формы работы, тренинги педагогического общения, ораторского мастерства и так далее, т.е. ту информацию, которая будет полезной для всех категорий молодых педагогов. Вариативная часть предназначена для стажировки групп молодых педагогов согласно их специализации: математики, учителя начальных классов, воспитателей и т.д. Индивидуальная часть - это взаимодействие один на один: наставник - педагог, психолог – молодой педагог и т.д. Каждому молодому педагогу необходим свой срок для успешной адаптации: от одной недели до трех лет, поэтому индивидуальная часть может быть разной по срокам и содержанию. Чем активнее субъект в целеполагании, тем эффективность его деятельности выше, поэтому у стажера надо создать уверенность в том, что он является «заказчиком» своей профессиональной поддержки. Для усиления активности молодого педагога в процессе личностно-профессионального развития на этапе стажировки возможно: введение бесплатных и платных услуг; регуляция сроков стажировки в зависимости от результативности педагогической деятельности.

Стажировка молодых педагогов будет способствовать успешной профессиональной адаптации, если:

- будет осуществляться сетевое взаимодействие специалистов ВУЗОВ, ИМЦ, ИПК, ОУ и др.;

- предусмотрена помощь педагогу как личности, деятелю и индивиду;

- срок стажировки зависит от индивидуального темпа адаптации педагога;

- содержание стажировки частично зависит от индивидуального запроса стажера;

- акцент делается на успехи, а не на затруднения;

- осуществляется предварительная подготовка наставников;

- внешняя оценка результатов профессиональной деятельности и процесса стажировки сочетается с рефлексией самого молодого педагога;

- молодой педагог научается получать удовольствие от результата и процесса своей профессиональной деятельности.

Анкетирование молодых педагогов, работающих в системе дошкольного образования Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга, 2013/2014 учебный год показало, что большинство не имеет профессиональной подготовки, соответствующей занимаемой должности (62,5%) и один человек вообще не имеет педагогического образования. Половина опрошенных затрудняется определить успешность своей адаптации к новой профессиональной деятельности, а вторая половина оценивает ее как достаточно высокую (0,73).

Большинство молодых педагогов поддерживают идею обязательного повышения квалификации сразу после окончания ВУЗа (75%) и отдает предпочтение курсам и семинарам, проводимым по базе РМЦ (62,5%) и индивидуальным консультациям (62,5%).

За повышение квалификации на базе лучших ДОУ района высказывается, 50% опрошенных, на базе городских РЦ 25%,институтов ПК 25%,на базе своего ДОУ 12,5%. Использовать дистанционные формы повышения квалификации и самообразования молодые педагоги не пожелали. На наличие темы методической работы указывает только один молодой педагог, остальные затрудняются ответить. Анализ трудностей, которые по данным самоанализа испытывают молодые педагоги, подтверждает сложность в ведении методической работы у всех (100%) опрошенных.

В предложенной молодым педагогам анкете был продублирован вопрос о трудностях, которые они испытывают в своей профессиональной деятельности: сначала предлагаем выбрать из сформулированных трудностей, а затем, в конце анкеты, самостоятельно сформулировать свои профессиональные затруднения. Сравнение ответов по данным пунктам указывает на отсутствие внимания и адекватной рефлексии у молодых педагогов. В первом варианте никто не указал на проблемы общения с родителями, а при самостоятельной формулировке трудностей в работе на работу с родителями указали 25% опрошенных. В качестве ключевой проблемы, снижающей эффективность профессиональной деятельности, 62,5% молодых педагогов назвали отсутствие авторитета и опыта работы. Опрос выпускников педагогических факультетов ЛГУ им. А.С. Пушкина, показал, что некоторые намерены пойти работать по специальности, то есть педагогами спустя некоторое время, когда повзрослеют и это, по их мнению, поможет более уверенно чувствовать себя в роли педагога. Некоторые молодые учителя специально изобретают приемы внешнего взросления: одежда, прическа, очки и т.д., что, по их мнению, повышает вероятность их восприятия «всерьез» родителями, учениками и коллегами.

На недостаток знаний, полученных в процессе профессиональной подготовки по технологиям работы с детьми, указывает 50% молодых педагогов, средняя самооценка за знания Закона об образовании составляет 3,25, ФГОС – 2,88; требований к аттестации 2,63; образовательная программа ДОУ 3,63. Испытывают психологические трудности при общении с детьми 25% молодых педагогов, некомфортно ощущают себя в педагогическом коллективе 12,5% молодых педагогов и хотят включения в стажировку или курсы ПК тренингов педагогического общения 87,5%. Получают помощь на рабочих местах также большинство молодых педагогов (87,5%). С достижениями других ОУ не знакомы большинство молодых педагогов, статью по педагогике готовы написать 25% опрошенных, программу своего личностно-профессионального развития имеют 12,5%, готовы создать инновационный продукт 12,5%.

Половина опрошенных педагогов считает оптимальным сроком стажировки для молодых специалистов 3 месяца, включающую педагогическую и методическую помощь, психологическую поддержку и заботу о здоровье педагогов на этапе первоначальной адаптации к профессиональной деятельности. Значимость преемственности в работе воспитателей ДОУ и учителей начальной школы осознается пока только 50% опрошенных.

Сравнение результатов опроса молодых педагогов за последние три года позволяет выделить общие тенденции:

- знаний, полученных в ВУЗе недостаточно для успешной деятельности вследствие двух ключевых причин: их оторванность от практики и низкая мотивация студентов, имеющих очень маленький опыт работы (педагогическая практика) и сомнения в своем профессиональном выборе;

- сохраняющаяся потребность в психологических знаниях и тренингах педагогического общения;

- востребованность стажировки для молодых педагогов.

Для руководителя ОУ желательно иметь отдельную программу работы с молодыми педагогами, согласованную с такими программами района, а готовность руководителя к составлению и реализации таких программ необходимо расценивать как один из показателей профессиональной зрелости. Опытный руководитель заинтересован в равномерном представительстве всех возрастных категорий в коллективе, смещение в ту или иную сторону создает различные проблемы: либо отсутствие смены, либо отсутствие опыта.

Профессиональная деятельность педагога требует не только специального образования, но и практического опыта. В условиях падения престижности педагогической профессии, сокращается количество выпускников педагогических колледжей и вузов, готовых прийти на работу в ОУ города и района. Отсутствие педагогического опыта ещё больше снижает шанс, что выпускник останется на работе в ОУ.

Организация стажировки с целью совершенствования профессиональной компетентности работников образовательных учреждений на базе ОУ района позволяет улучшить адаптацию молодых специалистов к профессиональной деятельности в ОУ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: