Маршрута стажера
I блок. Информация о стажере.
1. Ф.И.О., дата рождения, пед. стаж
2. образование
3. тема диплома
4. занимаемая должность
5. период стажировки
II блок. Лекции
№ п/п | тема | число | время | Место проведения | Отметка о посещении |
III блок. Перечень обязательных контрольных работ, их содержание и формы отчетности, отметки педагогов о сдаче и качестве работы.
IV блок. Практические занятия.
№ п/п | тема | число | время | Место проведения | Присутствие |
V блок. Творческие работы стажера.
Перечень рекомендуемых тем, требования к количеству и качеству работы, требования к презентации, отметки о выполнении.
VI блок. Перечень методик для самоанализа.
Педагоги-наставники должны периодически обмениваться друг с другом опытом работы, повышать свою квалификацию, координировать деятельность своих стажеров, взаимодействуя с коллегами. В районных отделах образования могут быть созданы педагогические объединения наставников, проводить семинары по проблемам стажировки молодых педагогов, конкурсы профессионального мастерства наставников. Так в Красногвардейском районе СПб каждое ОУ предоставило информацию о своих педагогах, готовых выполнять функции наставников на районном уровне.
|
|
Педагоги-наставники, имеющие опыт работы с молодыми педагогами, считают следующие личностные качества необходимыми для успешной деятельности:
I. Личностные качества
1. умение завоевывать любовь и признание детей, умение сделать их детский мир ярким и запоминающимся, удивлять их и вести за собой, умение быть в паритетных с ними отношениях;
2. эмоциональ-положительный энергетический фон, наличие лидерских качеств;
3. умение слушать, встать на позицию партнера, доброжелательность, высокий уровень эмпатии, бесконфликтность, лёгкость в общении, наличие чувства юмора, эмоциональность, артистизм;
4. активная жизненная позиция, высокая духовно-нравственная культура, педагогическая культура и педагогический такт, наличие внутренней мотивации к работе;
5. Адекватная самооценка, удовлетворенность собой, внутренняя гармония личности, физическое и психическое здоровье;
6. Владение техниками саморегуляции, наличие хобби или любимого вида отдыха и умение организовывать досуг, наличие «группы поддержки в коллективе», авторитетность и лидерство в коллективе (формальное или неформальное);
7. Высокая продуктивность работы, общественное признание педагогических заслуг (наличие грамот, профессиональных наград, благодарственных писем и др.);
|
|
8. Творческая самореализация в профессии;
9. Желательно наличие высшего педагогического образования, высшая квалификационная категория (не всегда их наличие является синонимом успешности).
II. Требования к методической работе:
1. Наличие передового педагогического опыта, участие в творческих группах по одному или несколькими направлениям работы, наличие разрабатываемой методической темы, авторской программы, технологии, методики и т.д.
2. Наставничество, консультирование, обобщение и распространение ППО на семинарах, конференциях, проведение открытых уроков, мастер-классов, методических объединений и т.д.
3. Участие в конкурсном движении:
- использование разнообразных форм работы с родителями;
- творческое участие и оформление интерьера группы, ДОУ, благоустройстве территории.
4. Участие в общественной жизни учреждения, в формировании корпоративной культуры ОУ.
5. Использование в работе современных информационных технологий: страничка на сайте ОУ, презентации, дистанционные формы, обучения, интерактивные занятия, видео-уроки т.д.
- использование инновационных технологий
- участие в опытно-экспериментальной работе
- непрерывное постдипломное образование, повышение квалификации и самообразование.
Педагоги, выполняющие функции наставника, получают дополнительные баллы при аттестации, что мотивирует их к данной деятельности. Однако, очень важен и личностный фактор. Легче справляются с функцией наставничества педагоги-лидеры, альтруисты и увлеченные своим делом. Очень важно для успеха стажировки возникновение совместной эмпатии между наставником и стажером, поэтому возможно предоставление каждому выбора, если есть такая возможность. Если в ОУ есть возможность совместной работы педагогов, например в ДОУ на одной группе работают, как правило, два воспитателя и более эффективно, если один профессионально зрелый, а другой молодой. В школе возможно объединение опытных молодых педагогов при проведении совместных внеклассных мероприятий. Работа над общими инновационными проектами объединяет, развивает обоих и обеспечивает развитие ОУ.
Педагог-наставник является ключевой фигурой в становлении профессиональной зрелости молодого педагога на этапе адаптации к условиям профессиональной педагогической деятельности. От него зависите не только скорость приобретения нужных профессиональных качеств, но и формирование отношения к труду, желание развиваться и стремиться к достижениям.