Педагог - наставник, в отличие от других педагогов, выполняет функцию повышения квалификации молодых педагогов. Наставник молодых педагогов - это профессионально зрелый педагог, готовый передавать свой профессиональный опыт молодым, начинающим специалистам системы образования. Наставник молодых педагогов не только показывает, как надо выполнять те или иные педагогические технологии, но и делится своими инновационными идеями, приемами работы, формирует у стажера позитивное отношение к выбранной педагогической профессии. Наставником молодых педагогов может быть педагог высшей квалификационной категории, имеющий признанные профессиональные достижения, обладающий авторитетом, имеющий опыт устного и письменного изложения своих инновационных педагогических идей. Стаж работы наставника молодых педагогов в системе образования и в занимаемой должности должен быть не менее 5 лет.
Опыт выполнения функций повышения квалификации педагог приобретает при выступлении на методических и педагогических советах, семинарах, курсах повышения квалификации. Наиболее благоприятные условия для формирования опыта работы в роли наставника созданы в учреждениях, работающих в статусе ресурсных центров.
Функция повышения квалификации и помощи в личностно-профессиональном развитии педагогам в ОУ наиболее характерна для методиста (старшего воспитателя) и руководителя МО или творческой группы. Становясь наставником, педагог частично берет на себя функции методиста, но только по отношению к закрепленному за ним стажеру. Поэтому характеризуя готовность педагога к наставничеству целесообразно раскрыть сущность профессиональной зрелости методиста.
Результативность профессиональной деятельности методиста проявляется как в качестве его собственных методических разработок, так и в эффективности организационно - методической работы, в результатах деятельности педагогов и даже опосредованно в успехах учащихся. Интегративный, многоуровневый характер результатов затрудняет объективную оценку эффективности работы методиста. Интерактивными качествами, отражающими профессиональную зрелость педагога – методиста являются готовность к непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию и готовность формировать и поддерживать аналогичную способность у педагогов. Готовность к личностно-профессиональному самосовершенствованию проявляется в личностном, когнитивном, валеологическом и деятельностном аспектах.
К личностным характеристикам, способствующим профессиональной зрелости педагога-методиста можно отнести: интерес к методической работе, акмеологическую позицию, веру в педагогов и значимость педагогической деятельности, организаторские способности, артистизм, способность к внушению.
Интеграция когнитивного и деятельностного аспектов проявляется в сформированности профессиональных компетенций педагога – методиста: психолого-педагогической, предметной, методологической, информационно-коммуникативной, общекультурной, социально-политической и организационно-управленческой.
Валеологический аспект профессиональной зрелости методиста включает в себя культуру здоровья, владение валеологическими технологиями обучения и воспитания, готовность к моделированию таких технологий и здоровьесозидающей образовательной среды, готовность к валеологическому просвещению педагогов.
Результативность деятельности методиста связана с оценкой качества следующих продуктов:
- собственные методические разработки;
- публикации;
- семинары;
- консультации;
- банк педагогических инноваций, сформированный под руководством методиста;
- оформление методического кабинета;
- лекции, выступления, мастер-классы;
- системность мониторинга качества педагогической деятельности;
- методическая работа педагогов;
- планы и программы методической работы.
Психолого-педагогическая компетентность методиста помимо знаний педагогики, психологии и методики, должна включать готовность к применению этих знаний не только в процессе обучения школьников или воспитания дошкольников, но и при обучении взрослых - педагогов, таким образом, особый акцент необходим на дидактике и андрогогике, на методике преподавания психолого-педагогических дисциплин. Методист обучает педагогов, которые сами каждый день обучают и поэтому оценивают не только содержание, но процесс педагогической деятельности методиста, соотносят его качество с теми требованиями, которые методист предъявляет к педагогам. Поэтому процесс взаимодействия методиста и педагогов должен быть выстроен с учётом следующих позиций:
- акцент на новое и обобщенное знание в предметной и психолого-педагогической сферах;
- передача технологий профессиональной деятельности «с рук на руки», т. е. методика работы методиста с педагогами должна быть приближена к тому результату, который хотим получить от педагога, например, даём рекомендацию о смене видов деятельности на уроке от 4 до 7, значит и занятие методиста с педагогами должно соответствовать этому требованию;
- совместное педагогическое моделирование и совместная реализация педагогических проектов, соучастие в конкурсах, семинарах, диагностиках и т. д.
- позитивный настрой на профессиональную деятельность, показ перспектив и способов личностно-профессионального самосовершенствования с верой в успех;
- акмеологическая поддержка педагога.
Организационно-управленческая компетентность методиста характеризуется знанием основ педагогического, в т. ч. и инновационного менеджмента, готовностью к самоорганизации и организации методической работы педагогов, включая мотивацию, целеполагание, проектирование, моделирование, предвидение, рефлексию и коррекцию, эффективную реализацию задуманного. Организация методической работы методистом на уровне целеполагания сводится к формулировке общей научно-методической темы ОЭР ОУ в соответствии с программой развития ОУ и актуальными проблемами, продиктованными наукой и практикой. Индивидуальные методические темы педагогов должны выполнять роль отдельных элементов общей темы, быть взаимосвязаны на концептуальном, процессуальном и рефлексивном уровнях. Обеспечить синергийность и взаимодополнительность индивидуальных тем может методист – успешный координатор, методолог, системно мыслящий и видящий проблему на уровне педагогической системы ОУ или района.
Методист как коммуникатор и организатор должен владеть информацией не только о деятельности других ОУ, но и наличии в городе, регионе специалистов, которых можно пригласить с целью повышения квалификации педагогов в предметной и психолого-педагогической сферах.
Организационно-управленческая функция деятельности методиста носит научно-методический характер, руководитель ОУ – менеджер на хозяйственно-организационном уровне, методист-менеджер на научно-методическом уровне.
Методист совместно с руководителем ОУ определяет количество и характер профессиональных объединений педагогов, достаточных для эффективного развития, это могут быть: методические объединения, кафедры, клубы педагогов, творческие группы. Методические объединения и кафедры могут создаваться по предметному принципу или носить интегративный характер. Согласно синергетическому подходу система развивается эффективно при внесении в неё около десяти процентов новизны ежегодно, поэтому роль методиста будет проявляться в регуляции прессов содержательного и личностного обновления профессиональных педагогических объединений: 4-7 лет, приблизительно такой период эффективной работы группы, далее следует либо изменить проблематику ОЭР, либо руководителя объединения.
Методист-организатор и идеолог мониторинга качества профессиональной деятельности педагогов, мониторинга удовлетворённости процессом педагогической деятельности и мониторинга инициатив совершенствования деятельности ОУ. Прежде чем ввести что-либо новое в образовательный процесс, желательно обсудить этот вопрос с педагогами, а если речь идёт о существенных изменениях, то и провести анкетирование. В анкете необходимо заложить вопросы о желании педагогов вводить обсуждаемое новшество, о том, как они видят свою роль в решении обозначенной проблемы, какие альтернативы или дополнения предлагают. Такой подход позволяет повысить активность педагогов через осознание собственной значимости в планировании деятельности ОУ.
Методист отслеживает соблюдения педагогами единых требований к оформлению программ ОЭР, образовательных программ, мониторингу качества методической работы, организует обмен опытом. Без методиста в ОУ трудно говорить и качестве и системности методической работы педагогов, но и сам методист нуждается в курсах повышения квалификации, переподготовки. В структуру таких курсов необходимо включить вопросы педагогической инноватики и образовательного менеджмента, включая стратегический инновационный образовательный менеджмент, акмеологию профессиональной деятельности, причём половина занятий может носить лекционно-практический характер, а остальное время целесообразно организовать как стажёрскую практику с соответствующей программой и отчётами по результатам. Модульный характер программы должен быть обеспечен взаимодействием различных кафедр с кураторством от кафедры управления, педагогики или акмеологии.
Результативность работы методиста ОУ может быть отражена в карте достижений за учётный год, которая имеет следующую структуру:
Карта достижений методиста ОУ за учебный год
1. Собственные продукты научно-методической деятельности, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в ОУ:
- авторские, скорректированные программы учебных и элективных курсов;
- новые технологии обучения и воспитания;
- новые средства обучения;
- новые методики диагностики качества образования.
2. Собственные продукты научно-методической деятельности, направленные на совершенствование процесса повышения квалификации педагогов:
- программы повышения квалификации;
- содержание и методики проведения занятий, семинаров, лекций по повышению квалификации;
- новые средства повышения квалификации педагогов;
- новые методики диагностики ПЗП и их удовлетворённости ПК, стимулирования инновационной деятельности;
- темы консультаций.
3. Совместные с педагогами ОУ результаты:
- программы методической работы ОУ;
- банк педагогических инноваций;
- банк наставников ОУ;
- оформление методического кабинета;
- результаты системного мониторинга качества образования;
- планы и программы методической работы педагогов;
- достижения педагогов, участие в профессиональных конкурсах.
4. Презентация результатов методической работы:
- собственные или совместные публикации;
- семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- мастер-классы;
- обмен опытом и его уровень: региональный, федеральный, муниципальный, институциональный.
5. Организационная деятельность:
- количество подготовленных наставников, руководителей методических объединений, творческих групп;
- количество и качество организованных профессиональных объединений педагогов;
- количество курсов ПК;
- количество семинаров;
- количество привлечённых к ПК специалистов;
- количество открытых мероприятий.
6. Награды.
7. Повышение квалификации.
Задача наставника молодых педагогов – не только передать успешный опыт профессиональной деятельности, но и помочь найти свой путь в профессии. Не уйти из-за первых неудач, не сконцентрироваться на минусах, а увидеть плюсы педагогической профессии. Для этого необходима готовность к индивидуальному подходу при стажировке, к убеждению и концентрации на позитиве. Будущий наставник молодых педагогов должен уметь разработать программу стажировки и документы, отражающие её ход и эффективность, а по окончании обучения составить вместе со стажером его индивидуальную программу личностно-профессионального развития.
Перечень вопросов, по которым наставник молодых педагогов может оказывать консультации и сопровождение молодых специалистов или стажеров расширяется в процессе личностно-профессионального развития, что должно быть отражено в сертификате. При расширении круга профессиональных вопросов, по которым наставник молодых педагогов может осуществлять стажировку, необходимо оформить новый сертификат. В сертификате, например, можно указать: «Наставник молодых педагогов по технологиям «французские мастерские» или «Педагог-наставник по здоровьесозидающим технологиям» и т.д. Сертификат наставника выдается ИМЦ района или городским ресурсным центром.
Таблица 8
Пример программы повышения квалификации
наставника молодых педагогов
№ п/п | ТЕМЫ | ВСЕГО (часов) | ЛЕКЦИИ (часов) | ПРАКТИКА (часов) |
1. | Этапы личностно-профессионального развития педагога | |||
2. | Закономерности становления профессиональной зрелости педагога. Андрагогика | |||
3. | Требования к аттестации педагогов (по категориям) | |||
4. | Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов, | |||
5. | Документация педагога ОУ (ДОУ) | |||
6. | Психология профессиональной успешности педагога, педагогическая инноватика | |||
7. | Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура | |||
8. | Педагогическая рефлексия. Мониторинг качества образования в условиях ФГОС | |||
9. | Индивидуальный образовательный маршрут (стажёра, воспитанника) | |||
10. | Программа личностно-профессионального развития педагога | |||
11. | Методика проведения развивающей беседы. Мотивация достижений | |||
12. | Презентация эссе «Чему я могу научить?» | |||
ВСЕГО |
Наставник молодых педагогов – это профессионально-зрелый педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж в должности не менее 5-ти лет и прошедший курсы повышения квалификации, направленные на подготовку к методической работе с педагогами. Такие курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 72 часа и должны включать в себя такие темы, как «Организация методической работы в ОУ», «Закономерности личностно-профессионального развития педагога», «Технологии повышения квалификации педагогов», «Педагогическая инноватика», «Педагогическая андрогогика (технологии обучения взрослых)», «Методология и методика педагогического исследования», «Мониторинг качества образования».
Наставник молодых педагогов помимо своих профессиональных компетенций должен уметь:
- спроектировать блок в единую программу стажировки в соответствии с общими целями личностно-профессионального развития стажера;
- совместно со стажером составить индивидуальную траекторию этапа стажировки, в котором он выступает в качестве наставника;
- оценить качество профессиональных умений, сформированных у стажера;
- обучить стажера эффективным технологиям профессиональной деятельности;
- проанализировать причины профессиональных неудач стажера и скорректировать его индивидуальный образовательный маршрут;
- осуществить педагогический эксперимент.
В карту достижений педагога наставника за учебный год помимо общих для всех педагогов пунктов могут быть добавлены следующие позиции:
1) количество подготовленных стажеров;
2) время, затраченное на стажировку молодых педагогов;
3) разработанные программы стажировки;
4) новые средства наставничества (дневник стажера, анкета молодого педагога и т. д.);
5) достижения стажеров.
Для получения сертификата наставнику молодых педагогов необходимо провести мастер-класс по выбранному направлению педагогической деятельности.
Примерный перечень направлений для педагогической стажировки:
1.Технологии обучения.
2.Технологии воспитания и развития.
3.Технологии психолого-педагогического сопровождения.
4.Здоровьесозидающие технологии в образовании.
5.Технологии методической работы в ОУ.
6.Управленческие технологии в образовании.
7.Мониторинг качества образования.
Каждое направление может быть подкреплено несколькими сертификатами, детализирующими данное направление. Банк данных о направлениях стажировки необходимо создать на базе районных центров образования.
Для организации работы с молодыми педагогами в ОУ необходимо разработать и утвердить положение о наставничестве, обучить желающих выполнять функции наставника педагогов и оценить их готовность к такой деятельности. Будущий педагог-наставник должен предоставить свой инновационный продукт, провести мастер-класс по своей методической теме и оформить индивидуальную педагогическую концепцию.
Бланк контент-анализа педагогической концепции:
1. Методологическое обоснование.
2. Чёткость формулировки ключевой идеи.
3. Раскрытие ключевой идеи в концептуальных положениях.
4. Алгоритм реализации инновационной авторской идеи на практике.
5. Методики диагностики качества ожидаемого результата.
6. Единство концептуальных положений и алгоритма практической реализации инновационной идеи.
7. Масштаб концепции: уровень педагогической системы, на преобразование которой направлена ключевая авторская идея.
8. Целостность рассмотрения проблемы.
9. Раскрытие перспектив внедрения идеи.
Бланк наблюдения за мастер-классом педагога:
1. Чёткость формулировки цели и задач.
2. Актуальность и современность представляемых технологий.
3. Внешний вид педагога.
4. Соблюдение временных параметров.
5. Соблюдение динамики работоспособности.
6. Наличие обратной связи.
7. Управление познавательной деятельностью обучаемых.
8. Использование компьютерных технологий и АУВЗ средств.
9. Активность обучаемых.
10. Индивидуальный подход к обучаемым.
11. Чёткость алгоритма педагогической деятельности.
12. Наличие плана мастер-класса.
13. Оценка коммуникативных навыков.
14. Пробуждение интереса к теме у обучаемых.
15. Подведение итогов мастер-класса и раскрытие возможностей применения представляемой технологии.
+=1 +/-=0.5 - =0
Коэффициент качества определяется делением набранной средней суммы на максимально возможную и для хорошего показателя должен быть не менее 0,7.
За наставником педагогов закрепляется одновременно не более трёх стажеров с целью обеспечения эффективности процесса стажировки. Перед началом стажировки наставнику необходимо присутствовать на общем собрании всех наставников, которое проводит куратор группы стажеров и ознакомится с правилами заполнения документации и целям стажировки. В процессе стажировки наставник педагога заполняет табель посещений и таблицу оценки выполняемых стажером операций и технологий, которые стажер сдаёт куратору.
Наставник совместно со стажером составляет индивидуальный образовательный маршрут, который может иметь следующую структуру.