Профессиональной зрелости молодого педагога

Педагог - наставник, в отличие от других педагогов, выполняет функцию повышения квалификации молодых педагогов. Наставник молодых педагогов - это профессионально зрелый педагог, готовый передавать свой профессиональный опыт молодым, начинающим специалистам системы образования. Наставник молодых педагогов не только показывает, как надо выполнять те или иные педагогические технологии, но и делится своими инновационными идеями, приемами работы, формирует у стажера позитивное отношение к выбранной педагогической профессии. Наставником молодых педагогов может быть педагог высшей квалификационной категории, имеющий признанные профессиональные достижения, обладающий авторитетом, имеющий опыт устного и письменного изложения своих инновационных педагогических идей. Стаж работы наставника молодых педагогов в системе образования и в занимаемой должности должен быть не менее 5 лет.

Опыт выполнения функций повышения квалификации педагог приобретает при выступлении на методических и педагогических советах, семинарах, курсах повышения квалификации. Наиболее благоприятные условия для формирования опыта работы в роли наставника созданы в учреждениях, работающих в статусе ресурсных центров.

Функция повышения квалификации и помощи в личностно-профессиональном развитии педагогам в ОУ наиболее характерна для методиста (старшего воспитателя) и руководителя МО или творческой группы. Становясь наставником, педагог частично берет на себя функции методиста, но только по отношению к закрепленному за ним стажеру. Поэтому характеризуя готовность педагога к наставничеству целесообразно раскрыть сущность профессиональной зрелости методиста.

Результативность профессиональной деятельности методиста проявляется как в качестве его собственных методических разработок, так и в эффективности организационно - методической работы, в результатах деятельности педагогов и даже опосредованно в успехах учащихся. Интегративный, многоуровневый характер результатов затрудняет объективную оценку эффективности работы методиста. Интерактивными качествами, отражающими профессиональную зрелость педагога – методиста являются готовность к непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию и готовность формировать и поддерживать аналогичную способность у педагогов. Готовность к личностно-профессиональному самосовершенствованию проявляется в личностном, когнитивном, валеологическом и деятельностном аспектах.

К личностным характеристикам, способствующим профессиональной зрелости педагога-методиста можно отнести: интерес к методической работе, акмеологическую позицию, веру в педагогов и значимость педагогической деятельности, организаторские способности, артистизм, способность к внушению.

Интеграция когнитивного и деятельностного аспектов проявляется в сформированности профессиональных компетенций педагога – методиста: психолого-педагогической, предметной, методологической, информационно-коммуникативной, общекультурной, социально-политической и организационно-управленческой.

Валеологический аспект профессиональной зрелости методиста включает в себя культуру здоровья, владение валеологическими технологиями обучения и воспитания, готовность к моделированию таких технологий и здоровьесозидающей образовательной среды, готовность к валеологическому просвещению педагогов.

Результативность деятельности методиста связана с оценкой качества следующих продуктов:

- собственные методические разработки;

- публикации;

- семинары;

- консультации;

- банк педагогических инноваций, сформированный под руководством методиста;

- оформление методического кабинета;

- лекции, выступления, мастер-классы;

- системность мониторинга качества педагогической деятельности;

- методическая работа педагогов;

- планы и программы методической работы.

Психолого-педагогическая компетентность методиста помимо знаний педагогики, психологии и методики, должна включать готовность к применению этих знаний не только в процессе обучения школьников или воспитания дошкольников, но и при обучении взрослых - педагогов, таким образом, особый акцент необходим на дидактике и андрогогике, на методике преподавания психолого-педагогических дисциплин. Методист обучает педагогов, которые сами каждый день обучают и поэтому оценивают не только содержание, но процесс педагогической деятельности методиста, соотносят его качество с теми требованиями, которые методист предъявляет к педагогам. Поэтому процесс взаимодействия методиста и педагогов должен быть выстроен с учётом следующих позиций:

- акцент на новое и обобщенное знание в предметной и психолого-педагогической сферах;

- передача технологий профессиональной деятельности «с рук на руки», т. е. методика работы методиста с педагогами должна быть приближена к тому результату, который хотим получить от педагога, например, даём рекомендацию о смене видов деятельности на уроке от 4 до 7, значит и занятие методиста с педагогами должно соответствовать этому требованию;

- совместное педагогическое моделирование и совместная реализация педагогических проектов, соучастие в конкурсах, семинарах, диагностиках и т. д.

- позитивный настрой на профессиональную деятельность, показ перспектив и способов личностно-профессионального самосовершенствования с верой в успех;

- акмеологическая поддержка педагога.

Организационно-управленческая компетентность методиста характеризуется знанием основ педагогического, в т. ч. и инновационного менеджмента, готовностью к самоорганизации и организации методической работы педагогов, включая мотивацию, целеполагание, проектирование, моделирование, предвидение, рефлексию и коррекцию, эффективную реализацию задуманного. Организация методической работы методистом на уровне целеполагания сводится к формулировке общей научно-методической темы ОЭР ОУ в соответствии с программой развития ОУ и актуальными проблемами, продиктованными наукой и практикой. Индивидуальные методические темы педагогов должны выполнять роль отдельных элементов общей темы, быть взаимосвязаны на концептуальном, процессуальном и рефлексивном уровнях. Обеспечить синергийность и взаимодополнительность индивидуальных тем может методист – успешный координатор, методолог, системно мыслящий и видящий проблему на уровне педагогической системы ОУ или района.

Методист как коммуникатор и организатор должен владеть информацией не только о деятельности других ОУ, но и наличии в городе, регионе специалистов, которых можно пригласить с целью повышения квалификации педагогов в предметной и психолого-педагогической сферах.

Организационно-управленческая функция деятельности методиста носит научно-методический характер, руководитель ОУ – менеджер на хозяйственно-организационном уровне, методист-менеджер на научно-методическом уровне.

Методист совместно с руководителем ОУ определяет количество и характер профессиональных объединений педагогов, достаточных для эффективного развития, это могут быть: методические объединения, кафедры, клубы педагогов, творческие группы. Методические объединения и кафедры могут создаваться по предметному принципу или носить интегративный характер. Согласно синергетическому подходу система развивается эффективно при внесении в неё около десяти процентов новизны ежегодно, поэтому роль методиста будет проявляться в регуляции прессов содержательного и личностного обновления профессиональных педагогических объединений: 4-7 лет, приблизительно такой период эффективной работы группы, далее следует либо изменить проблематику ОЭР, либо руководителя объединения.

Методист-организатор и идеолог мониторинга качества профессиональной деятельности педагогов, мониторинга удовлетворённости процессом педагогической деятельности и мониторинга инициатив совершенствования деятельности ОУ. Прежде чем ввести что-либо новое в образовательный процесс, желательно обсудить этот вопрос с педагогами, а если речь идёт о существенных изменениях, то и провести анкетирование. В анкете необходимо заложить вопросы о желании педагогов вводить обсуждаемое новшество, о том, как они видят свою роль в решении обозначенной проблемы, какие альтернативы или дополнения предлагают. Такой подход позволяет повысить активность педагогов через осознание собственной значимости в планировании деятельности ОУ.

Методист отслеживает соблюдения педагогами единых требований к оформлению программ ОЭР, образовательных программ, мониторингу качества методической работы, организует обмен опытом. Без методиста в ОУ трудно говорить и качестве и системности методической работы педагогов, но и сам методист нуждается в курсах повышения квалификации, переподготовки. В структуру таких курсов необходимо включить вопросы педагогической инноватики и образовательного менеджмента, включая стратегический инновационный образовательный менеджмент, акмеологию профессиональной деятельности, причём половина занятий может носить лекционно-практический характер, а остальное время целесообразно организовать как стажёрскую практику с соответствующей программой и отчётами по результатам. Модульный характер программы должен быть обеспечен взаимодействием различных кафедр с кураторством от кафедры управления, педагогики или акмеологии.

Результативность работы методиста ОУ может быть отражена в карте достижений за учётный год, которая имеет следующую структуру:

Карта достижений методиста ОУ за учебный год

1. Собственные продукты научно-методической деятельности, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса в ОУ:

- авторские, скорректированные программы учебных и элективных курсов;

- новые технологии обучения и воспитания;

- новые средства обучения;

- новые методики диагностики качества образования.

2. Собственные продукты научно-методической деятельности, направленные на совершенствование процесса повышения квалификации педагогов:

- программы повышения квалификации;

- содержание и методики проведения занятий, семинаров, лекций по повышению квалификации;

- новые средства повышения квалификации педагогов;

- новые методики диагностики ПЗП и их удовлетворённости ПК, стимулирования инновационной деятельности;

- темы консультаций.

3. Совместные с педагогами ОУ результаты:

- программы методической работы ОУ;

- банк педагогических инноваций;

- банк наставников ОУ;

- оформление методического кабинета;

- результаты системного мониторинга качества образования;

- планы и программы методической работы педагогов;

- достижения педагогов, участие в профессиональных конкурсах.

4. Презентация результатов методической работы:

- собственные или совместные публикации;

- семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия;

- мастер-классы;

- обмен опытом и его уровень: региональный, федеральный, муниципальный, институциональный.

5. Организационная деятельность:

- количество подготовленных наставников, руководителей методических объединений, творческих групп;

- количество и качество организованных профессиональных объединений педагогов;

- количество курсов ПК;

- количество семинаров;

- количество привлечённых к ПК специалистов;

- количество открытых мероприятий.

6. Награды.

7. Повышение квалификации.

Задача наставника молодых педагогов – не только передать успешный опыт профессиональной деятельности, но и помочь найти свой путь в профессии. Не уйти из-за первых неудач, не сконцентрироваться на минусах, а увидеть плюсы педагогической профессии. Для этого необходима готовность к индивидуальному подходу при стажировке, к убеждению и концентрации на позитиве. Будущий наставник молодых педагогов должен уметь разработать программу стажировки и документы, отражающие её ход и эффективность, а по окончании обучения составить вместе со стажером его индивидуальную программу личностно-профессионального развития.

Перечень вопросов, по которым наставник молодых педагогов может оказывать консультации и сопровождение молодых специалистов или стажеров расширяется в процессе личностно-профессионального развития, что должно быть отражено в сертификате. При расширении круга профессиональных вопросов, по которым наставник молодых педагогов может осуществлять стажировку, необходимо оформить новый сертификат. В сертификате, например, можно указать: «Наставник молодых педагогов по технологиям «французские мастерские» или «Педагог-наставник по здоровьесозидающим технологиям» и т.д. Сертификат наставника выдается ИМЦ района или городским ресурсным центром.


Таблица 8

Пример программы повышения квалификации

наставника молодых педагогов

№ п/п ТЕМЫ ВСЕГО (часов) ЛЕКЦИИ (часов) ПРАКТИКА (часов)
1. Этапы личностно-профессионального развития педагога      
2. Закономерности становления профессиональной зрелости педагога. Андрагогика      
3. Требования к аттестации педагогов (по категориям)      
4. Анализ проблем, тормозящих становление профессиональной зрелости молодых педагогов,      
5. Документация педагога ОУ (ДОУ)      
6. Психология профессиональной успешности педагога, педагогическая инноватика      
7. Тренинги коммуникативной культуры: общение с коллегами, детьми, родителями, снятие закомплексованности, педагогическая речь, педагогическая этика, педагогическая культура      
8. Педагогическая рефлексия. Мониторинг качества образования в условиях ФГОС      
9. Индивидуальный образовательный маршрут (стажёра, воспитанника)      
10. Программа личностно-профессионального развития педагога      
11. Методика проведения развивающей беседы. Мотивация достижений      
12. Презентация эссе «Чему я могу научить?»      
  ВСЕГО      

 

Наставник молодых педагогов – это профессионально-зрелый педагог, имеющий высшую квалификационную категорию, стаж в должности не менее 5-ти лет и прошедший курсы повышения квалификации, направленные на подготовку к методической работе с педагогами. Такие курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 72 часа и должны включать в себя такие темы, как «Организация методической работы в ОУ», «Закономерности личностно-профессионального развития педагога», «Технологии повышения квалификации педагогов», «Педагогическая инноватика», «Педагогическая андрогогика (технологии обучения взрослых)», «Методология и методика педагогического исследования», «Мониторинг качества образования».

Наставник молодых педагогов помимо своих профессиональных компетенций должен уметь:

- спроектировать блок в единую программу стажировки в соответствии с общими целями личностно-профессионального развития стажера;

- совместно со стажером составить индивидуальную траекторию этапа стажировки, в котором он выступает в качестве наставника;

- оценить качество профессиональных умений, сформированных у стажера;

- обучить стажера эффективным технологиям профессиональной деятельности;

- проанализировать причины профессиональных неудач стажера и скорректировать его индивидуальный образовательный маршрут;

- осуществить педагогический эксперимент.

В карту достижений педагога наставника за учебный год помимо общих для всех педагогов пунктов могут быть добавлены следующие позиции:

1) количество подготовленных стажеров;

2) время, затраченное на стажировку молодых педагогов;

3) разработанные программы стажировки;

4) новые средства наставничества (дневник стажера, анкета молодого педагога и т. д.);

5) достижения стажеров.

Для получения сертификата наставнику молодых педагогов необходимо провести мастер-класс по выбранному направлению педагогической деятельности.

Примерный перечень направлений для педагогической стажировки:

1.Технологии обучения.

2.Технологии воспитания и развития.

3.Технологии психолого-педагогического сопровождения.

4.Здоровьесозидающие технологии в образовании.

5.Технологии методической работы в ОУ.

6.Управленческие технологии в образовании.

7.Мониторинг качества образования.

Каждое направление может быть подкреплено несколькими сертификатами, детализирующими данное направление. Банк данных о направлениях стажировки необходимо создать на базе районных центров образования.

Для организации работы с молодыми педагогами в ОУ необходимо разработать и утвердить положение о наставничестве, обучить желающих выполнять функции наставника педагогов и оценить их готовность к такой деятельности. Будущий педагог-наставник должен предоставить свой инновационный продукт, провести мастер-класс по своей методической теме и оформить индивидуальную педагогическую концепцию.

Бланк контент-анализа педагогической концепции:

1. Методологическое обоснование.

2. Чёткость формулировки ключевой идеи.

3. Раскрытие ключевой идеи в концептуальных положениях.

4. Алгоритм реализации инновационной авторской идеи на практике.

5. Методики диагностики качества ожидаемого результата.

6. Единство концептуальных положений и алгоритма практической реализации инновационной идеи.

7. Масштаб концепции: уровень педагогической системы, на преобразование которой направлена ключевая авторская идея.

8. Целостность рассмотрения проблемы.

9. Раскрытие перспектив внедрения идеи.

Бланк наблюдения за мастер-классом педагога:

1. Чёткость формулировки цели и задач.

2. Актуальность и современность представляемых технологий.

3. Внешний вид педагога.

4. Соблюдение временных параметров.

5. Соблюдение динамики работоспособности.

6. Наличие обратной связи.

7. Управление познавательной деятельностью обучаемых.

8. Использование компьютерных технологий и АУВЗ средств.

9. Активность обучаемых.

10. Индивидуальный подход к обучаемым.

11. Чёткость алгоритма педагогической деятельности.

12. Наличие плана мастер-класса.

13. Оценка коммуникативных навыков.

14. Пробуждение интереса к теме у обучаемых.

15. Подведение итогов мастер-класса и раскрытие возможностей применения представляемой технологии.

+=1 +/-=0.5 - =0

Коэффициент качества определяется делением набранной средней суммы на максимально возможную и для хорошего показателя должен быть не менее 0,7.

За наставником педагогов закрепляется одновременно не более трёх стажеров с целью обеспечения эффективности процесса стажировки. Перед началом стажировки наставнику необходимо присутствовать на общем собрании всех наставников, которое проводит куратор группы стажеров и ознакомится с правилами заполнения документации и целям стажировки. В процессе стажировки наставник педагога заполняет табель посещений и таблицу оценки выполняемых стажером операций и технологий, которые стажер сдаёт куратору.

Наставник совместно со стажером составляет индивидуальный образовательный маршрут, который может иметь следующую структуру.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: