Социально-экономическая ситуация и стремительно меняющийся рынок труда определяют свои требования не только к уровню квалификации работников, но и к подготовке молодых специалистов. С каждым годом меняются как содержательная, так и формальная сторона профессиональной подготовки. Таким образом, реализация личностного и социального потенциала молодого поколения граждан во многом определяется успешностью их профессиональной подготовки и адаптации, а «…престиж вуза и его привлекательность для будущих студентов складываются из качества образования и качества трудоустройства» (из выступления Путина В.В., июнь, 2006). Молодой специалист – это работник со стажем до трех лет, таким образом, молодым педагогом может быть как выпускник ВУЗа, пришедший работать в ОУ, так и «возрастной» педагог, пришедший в систему образования из другой области прошедший переподготовку по педагогической специальности. Возраст молодого специалиста может быть разным, главное, педагогический стаж не превышает трех лет и соответственно человек находится на самом трудном этапе профессионального пути - этапе адаптации.
|
|
Адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, активного приспособления и самоизменения к новым условиям существования. Для выпускника педагогического ВУЗа новым является роль работника, коллеги, члена педагогического коллектива, роль педагога, т.е. значимого для учащихся и родителей взрослого. Для пришедших из других сфер труда роль члена трудового коллектива уже знакома и остается адаптироваться к специфике педагогической деятельности, возможно, поэтому перешедшие из «инженеров» в педагоги работники более быстро адаптируются: им легче войти в новый трудовой коллектив и остается больше сил и времени для целенаправленного освоения недостающих психолого-педагогических знаний. Молодые специалисты отличаются по возрасту, уровню профессиональной подготовки, семейной ситуации, имеют личностные и индивидуальные особенности, поэтому имеют и разную адаптационную потребность.
Адаптивная потребность – это состояние личности, испытывающей нужду в познании новой среды и установлении с ней оптимальных, комфортных отношений. Адаптивная ситуация выступает в качестве причины появления адаптивной потребности, которая проявляется в мотивах, побуждающих личность к деятельности и становящихся формой ее проявления. Удовлетворение адаптивной потребности заключается в присвоении человеком определенной формы деятельности. Динамика становления адаптивной потребности представляется следующим образом:
|
|
- возникновение рассогласования между личностью и социальной средой;
- переживание индивидом этого рассогласования в форме психического стресса, напряжения и т.п.;
- осознание личностью этого рассогласования, его причин;
- оценка личностью этого рассогласования, выработка мотивов и установок на адаптацию;
- конструирование целей, планов, индивидуальных стратегий, тактики адаптации.
В самой адаптивной потребности можно выделить отдельные ее элементы:
- потребность в получении информации о среде;
- потребность в усвоении необходимых знаний, умений и навыков;
- потребность в установлении положительных связей и отношений.
Профессиональная адаптация предполагает освоение или коррекцию профессионально значимых компетенций, принятие менталитета и доминирующей системы ценностей педагогической среды, развитие позитивного отношения к работе и профессионально востребованных качеств личности. Профессиональная адаптация связана и с социально-психологической, связанной с вхождением в сложившуюся систему отношений, что требует соответствующих коммуникативных навыков.
В процессе адаптации молодых педагогов можно условно выделит несколько стадий:
1) ознакомления – получение информации о структуре и специфике ОУ, об объеме своей работы и критериях ее эффективности, знакомство с коллегами и обучаемыми;
2) пробы сил – проведение первых занятий, родительских собраний, первые выступления среди коллег и т.д.;
3) активной рефлексии – получение обратной связи о своей профессиональной деятельности, анализ причин неудач, «смогу ли я?»;
4) накопление опыта профессиональных успехов – удачно проведенного занятия, уроки, позитивный опыт общения с коллегами, учениками, родителями;
5) появление уверенности в себе, как в профессионале, укрепление уверенности в правильности профессионального выбора, ощущение своей профессиональной значимости, совпадение ключевых ценностных ориентиров с доминирующей системой ценностей педагогической среды;
6) ощущение себя полноправным членом педагогического коллектива – смена доминирующей установки «помогите и что делать?», на ориентацию на взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за учащихся, ОУ в целом;
7) переход на этап стабилизации в личностно-профессиональном развитии.
Скорость перехода от одной стадии к другой зависит как от внутренних качеств молодого педагога, так и от наличия в ОУ корпоративной программы поддержки педагогов, участия молодого педагога в различных форумах повышения квалификации.
Молодые педагоги, пришедшие на работу после окончания ВУЗа более мобильны, лучше владеют компьютером, быстрее осваивают новое, но отсутствие опыта и возраст порождают неуверенность в себе, еще нет авторитета, нет профессиональных достижений. Успешной адаптации способствуют такие качества личности педагога, как: быстрота ориентации в новой ситуации, коммуникативная культура, готовность к самоорганизации, интерес к педагогической деятельности, заинтересованности в труде: моральная и материальная.
Эффективная адаптация молодого педагога предполагает:
- максимально быстрое достижение им средних для ОУ показателей качества педагогического процесса;
- вхождение в педагогический коллектив и принятие менталитета профессии с учетом специфики ОУ;
- освоение основных норм и требований к поведению и результатам педагогической деятельности;
- приобретение уверенности в себе как в профессионале;
- формирование позитивного отношения к педагогической деятельности, к ОУ и методической работе.
Самооценка степени профессиональной адаптации может включать следующие позиции, которые надо оценить по десятибалльной шкале:
1. уверенность в себе как в профессионале;
|
|
2. эффективность взаимодействия с:
2.1. детьми (учащимися) -
2.2. коллегами -
2.3. родителями -
2.4. администрацией –
3. успешность проведения занятий (уроков, внеклассных мероприятий)
4. степень принятия Вами менталитета педагогической среды
5. осознание своей миссии в профессии
6. ощущение себя полноправным членом коллектива
7. процент вопросов, в решении которых Вам требуется помощь – и вопросов, по которым можете помочь Вы –
8. уверенность в правильности своего профессионального выбора;
9. свое желание к личностно-профессиональному самосовершенствованию;
10. желание работать педагогом.
ВЫСОКИЙ уровень – от 91 до 130 баллов, СРЕДНИЙ уровень – от 46 до 90 баллов, НИЗКИЙ уровень – от 45до 0 баллов.
Учитывая большое влияние процесса адаптации вновь прибывшего специалиста на эффективность его труда и соответственно на педагогические показатели, в разработке и реализации программы должны принять непосредственное участие директор школы, его заместитель, ответственный за работу с педагогическими кадрами, руководитель соответствующего методического объединения и опытный педагог-наставник. Главная роль в разработке индивидуальной программы адаптации должна принадлежать заместителю директора и руководителю профильного методического объединения[4]. Для более успешной адаптации молодого сотрудника необходимо составление индивидуальной программы адаптации и программы адаптации молодых педагогов ОУ.