Каким уроком служит история России всему миру с точки зрения П. Чаадаева:
а) уроком стойкости и мужества;
б) уроком исторической бездеятельности;
в) уроком христианской добродетели;
г) уроком насилия и беззакония.
К каким из перечисленных ниже аспектов жизни общества относится введенное русскими философами понятие «соборность»:
а) к благолепию православного быта;
б) к характеристике типа отношений между личностью и обществом;
в) к деятельности Земских соборов;
г) к интенсивному строительству церквей и монастырей.
В чем согласно Н.А. Бердяеву состоит главная причина победы коммунистической революции в России:
а) в жестокости и насилии со стороны большевиков;
б) в отсутствии демократических традиций;
в) в невежестве народных масс;
г) в том, что коммунисты выдвинули броские, привлекательные лозунги;
д) в фундаментальной духовной предрасположенности России и русской культуры к идеалам коммунизма.
«Русская идея» это:
а) идея дружбы всех народов, населяющих страну;
|
|
б) идея, которую разделяет большинство населения страны;
в) идея превосходства российской цивилизации над другими;
г) не сознаваемое нами с полной отчетливостью предназначение России в мировой истории;
д) то, что формулирует в качестве главной цели глава Российского государства (император, президент и т.п.).
В чем славянофилы видели своеобразие русской государственности по сравнению с государственностью в Западной Европе:
а) в деспотизме власти;
б) в бездарности и коррумпированности администрации;
в) в многонациональном характере страны;
г) в том, что государство сложилось мирным путем, без завоевания.
Кто из русских мыслителей характеризовал Россию как посредствующее звено, призванное объединить ветви распавшегося человечества:
а) П.Я. Чаадаев; в) М.А. Бакунин;
б) B.C. Соловьев; г) В.И. Ленин.
Какое из течений русской философской и общественной мысли считало возможным миновать капиталистическую фазу развития страны и тем самым избежать «язвы пролетариатства»:
а) славянофильство; в) народничество;
б) западничество; г) марксизм.
Кто был создателем концепции «русского социализма»?
а) Л.Н. Толстой; в) В.И. Ленин;
б) Н.А. Бердяев; г) А.И. Герцен.
Кто из перечисленных русских мыслителей был представителем почвенничества:
а) Н.М. Карамзин; в) М.А. Бакунин;
б) Ф.М. Достоевский; г) Н.А. Бердяев.
ФИЛОСОФИЯ XX века
В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это:
а) анализ символических аспектов социальных взаимодействий;
б) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;
|
|
в) зависимость истинностного значения высказываний не только от составляющих их более простых высказываний, но и от психологических, прагматических и моральных оттенков смысла этих высказываний;
г) заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.
По Э. Гуссерлю, в результате процесса рефлексии в сознании остается только форма отнесения актов сознания к носителю этих актов, а именно:
а) имманентному Я; в) трансцендентному Я;
б) трансцендентальному Я; г) абстрактному Я.
С точки зрения феноменологии, реальность и явление связаны между собой так, что:
а) явление никогда не раскрывается в том, что для наблюдателя является «реальностью»^
б) явление есть выявление скрытой реальности, недоступной непосредственному восприятию;
в) реальность и есть явление, за которым ничего не скрывается и вообще ничего нет;
г) реальность и явление — иллюзии, которые не могут быть объяснены и постигнуты однозначно и определенно.
В феноменологии явление и сущность сопоставлены таким образом:
а) явление обнаруживает сущность, будучи тождественным ей;
б) явление никоим образом не обнаруживает сущность, оно трансцендентно ей;
в) явление приоткрывает одну из сторон, черт, свойств и т.д. сущности;
г) явление есть символическое отражение сущности.
Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
а) мышление; в) экзистенция.
б) переживание;
К так называемому атеистическому экзистенциализму относились те философы, которые не признавали:
а) трансцендентность; в) конечность жизни;
б) положение «Бог умер»; г) возможность жить без бога.
Согласно Ж. П. Сартру свобода для человека — это:
а) завоевание цивилизации; в) неизбежное тяжкое бремя;
б) великое счастье; г) недостижимая мечта.
Способность к творчеству у человека, по мысли Бергсона, связана в первую очередь:
а) с деятельностью рассудка;
б) с общественной потребностью;
в) с иррациональной интуицией;
г) с врожденной необходимостью.
Согласно экзистенциализму, сущность человека определяется:
а) совокупностью производственных отношений;
б) божественным предопределением;
в) собственным выбором человека своей цели;
г) непостижимой судьбой.
Происхождение термина «герменевтика» связано с одним из мифологических персонажей:
а) шумеро-вавилонским Энки;
б) египетским Тотом;
в) индийским Ганешей;
г) древнееврейским Хокма.
В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:
а) исследование философских письменных памятников;
б) современная интерпретация древних идей;
в) толкование и осмысление текста;
г) сближение философского размышления с литературно- художественным творчеством.
Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия согласно Г. Гадамеру является:
а) предрассудок; в) познание;
б) объяснение; г) понимание.
Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяются:
а) мышлением; в) разумом;
б) бессознательны; г) рассудком.
В психоанализе среди скрытых основ души человека нет инстинкта:
а) агрессии; в) либидо;
б) смерти; г) социальности.
Согласно психоанализу культура человечества строится:
а) на стремлении прямо и непосредственно удовлетворить первичные влечения и инстинкты;
б) на уменьшении чувства вины человека;
в) на снижении тревожности индивида;
г) на сублимации первичных комплексов.