Критерии оценки качества лекции

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

 

Критерии оценки содержания лекции:

· соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

· научность, соответствие современному уровню развития науки;

· точность используемой научной терминологии;

· информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами;

· реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

· реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

· связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

· соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы, дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т. п.).

 

Критерии оценки методики чтения лекции:

· дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

· структурированность содержания лекции, наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

· акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

· рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

· логичность, доказательность и аргументированность изложения;

· ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;

· соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и веде­ния записей студентами;

· использование методов активизации мышления студентов;

· использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.д., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

· использование записей на доске, наглядных пособий;

· использование раздаточного материала на лекции;

· использование технических средств обучения, компьютерных и мультимедийных программ.

Критерии оценки организации лекции:

· соответствие лекции учебному расписанию;

· четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудито­рию, приветствие, удачность первых фраз и т. п.);

· четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

· посещаемость лекции студентами;

· дисциплина на лекции;

· рациональное распределение времени на лекции;

· соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);

· наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

 

Критерии оценки руководства работой студентовна лекции:

· осуществление контролянад ведением студентами конспекта лекций;

· оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т. п.);

· просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

· использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т. п.);

· разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

· согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.

 

Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

· знание предмета;

· убежденность;

· эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

· степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

· культура речи;

· речевые данные, дикция;

· внешний вид;

· манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

· контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

· отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

· отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).

 

Критерии оценки результативности лекции:

· степень реализации плана лекции (полная, частичная);

· степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

· информационно-познавательная ценность лекции;

· воспитательное воздействие лекции.

Семинарские занятия

Общие положения

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:

· закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

· формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

· совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

· демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подго­товки;

· формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Функции семинарского занятия:

· познавательная;

· развивающая;

· воспитательная;

· контрольная.

Виды семинарских занятий:

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с учебной программой курса и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:

· развернутая беседа на основании плана;

· устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

· прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

· теоретическая конференция;

· семинар-пресс-конференция;

· семинар-диспут;

· семинар-дискуссия;

· семинар-«круглый стол»;

· семинар-«мозговой штурм»;

· семинар-коллоквиум;

· семинар-экскурсия;

· семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

· семинар-деловая игра;

· комментированное чтение и анализ документов (литературы);

· решение задач на самостоятельность мышления;

· семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

· смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы, призван способст­вовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: