Элементы лекции. К типичным структурным элементам лекции относятся вступление, основная часть, заключение.
Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
· формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;
· изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;
· характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;
· ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
|
|
Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы студентов.
Условия проведения и материально-техническое обеспечение лекций
Лекции проводятся в учебных потоках по дисциплинам, определяемых учебными планами.
Лекции должны проводиться в учебных аудиториях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам (СанП и Н 52.2.0555-96), требованиям по безопасности (Руководство Р 2.2.7550-99 «Гигиенические критерии и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» от 23.04.99) и технической эстетике.
Количество посадочных мест должно быть достаточным для обеспечения условий комфортности обучаемым.
Во время лекций должны соблюдаться порядок и дисциплина в соответствии с Правилами внутреннего распорядка АГТУ и правилами пользования данной аудиторией.
Ответственность за организацию и проведение лекций
Начальник учебного отдела несет ответственность за:
· своевременность составления расписания лекционных занятий;
· соответствие оснащения аудитории профилю проводимых лекций по заявкам кафедр.
Заведующий кафедрой несет ответственность за кадровое обеспечение лекционных занятий.
Преподаватель, которому поручено проведение лекций в соответствии с учебным поручением, несет ответственность за организацию указанных занятий в соответствии с требованиями ГОС по федеральной компоненте дисциплин, рабочей программой по дисциплинам национальной и региональной компонент, относящихся к содержанию лекций и методике их проведения. Преподаватель имеет право определять содержание лекций, выбирать методы и средства их проведения, наиболее полно отвечающие их особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.