Согласно юридической теории органы местного самоуправления являются органами государства. Государство передает органам местного самоуправления часть своих полномочий, признавая их самостоятельность и независимость. При этом местные интересы находятся в тесной связи с интересами государственными, поэтому местная власть должна в определенном смысле согласовывать свои действия с властью государственной.
Таким образом, в юридической теории местного самоуправления отражается понимание природы местного самоуправления как сочетания государственного и общественного начала, основанного на нормах права.
Значение теорий местного самоуправления состоит в том, что они объясняют появление местного самоуправления в конкретный исторический период. Основная их задача состояла и состоит в том, чтобы обосновать место местного самоуправления в государстве и его отношения с органами государственной власти.
7. Функции местного самоуправления.
1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.
2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
3. Обеспечение развития соответствующей территории.
4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.
5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.
6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцей Российской Федерации и федеральным законодательством.
8.Принципы местного самоуправления
Общие:
· верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
· самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
· наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
· соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
· многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
· соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
· законность в организации деятельности местного самоуправления;
· гласность деятельности местного самоуправления;
· коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
· государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.
Специальные:
· принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
· принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.
9. Отличие местного самоуправления от государственного управления
-Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.
-Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).
Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:
1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.