Топографические карты подробно показывают и характеризуют все важнейшие объекты гидрографии и дорожной сети со всеми относящимися к ним гидротехническими и дорожными сооружениями.
Рассмотрим основные правила изображения этих объектов на картах. На топографических картах показываются следующие основные объекты гидрографии: побережье и прибрежная полоса морей; озера, пруды и другие естественные и искусственные водоёмы; реки и каналы; колодцы и водные источники.
При изучении этих объектов по карте необходимо иметь в виду следующее: береговая линия, побережье и прибрежная полоса морей, крупных озер и других водных бассейнов отображаются на карте с максимальной полнотой и точностью, допускаемой масштабом. По карте при этом можно установить:
1. Точное очертание береговой линии, тип и характер берегов и побережья. Изображаемая на карте береговая линия моря соответствует наиболее высокому уровню воды – линии прибоя во время прилива. Районы побережий с приливно–отливными колебаниями уровня воды отмечаются на картах подписью синего цвета вдоль береговой линии и указывается в метрах средняя величина прилива. Береговая линия рек, озер и др. закрытых водоемов соответствует линии уреза воды в межень.
|
|
2. Наличие и характер береговых отмелей, мелей и берегов осушки, т.е. приливно–отливных полос. Особыми условными знаками показываются подводные, надводные и осыхающие камни, надводные скалы и другие объекты, характеризующие качество дна и подходов к берегу, доступность побережья со стороны моря и условия десантирования. На картах точно наносятся все отдельно расположенные острова на морях, озерах и реках.
Показываются также все выражающиеся в масштабе карты озера, пруды и прочие водоемы, имеющие значение ориентиров.
Реки, каналы и прочие элементы речных систем изображают с сохранением подобия действительного очертания береговых линий и с отображением всех основных показателей, характеризующих проходимость речных русел и пойм.
Небольшие реки и ручьи, ширина которых в масштабе карты менее 0,4 мм, а также каналы шириной менее 0,8 мм на карте изображаются внемасштабными условными знаками в одну или две линии в зависимости от их ширины.
Ширина и глубина рек и каналов подписываются (синим цветом) в виде дроби: в числителе – ширина в метрах, в знаменателе – глубина. Скорость течения в метрах в секунду подписывается вдоль стрелки, указывающей направление течения.
Броды на реках обозначаются условным знаком с подписью бр. и с указанием его глубины и длины в метрах (числитель), характера грунта дна (знаменатель) и скорость течения в м/сек. Символы для обозначения характера дна:
|
|
К – дно каменистое, с крупными камнями;
Т – твердое, ровное (каменистое, галечниковое или щебеночное);
П – песчаное плотное;
В – вязкое (глинистое, илистое).
На реках показываются соответствующими условными знаками мосты, паромы, перевозы, а также плотины, шлюзы и другие гидротехнические сооружения с их характеристиками.
Цифры у синего кружка на берегу реки (канала, озера, водохранилища) означают отметку (высоту) уреза воды в метрах.
Колодцы и водные источники (ключи, родники) подробно показываются лишь в засушливых и безводных районах. Среди колодцев выделяются главные, отличающиеся наибольшей наполняемостью, хорошим качеством воды и важные как ориентиры.
В районах, хорошо обеспеченных водой, изображаются только те колодцы и источники, которые расположены вне населенных пунктов и имеют значение ориентиров. Условные знаки колодцев и водоисточников сопровождаются пояснительной подписью, означающей род объекта (к – колодец, арт.к. – артезианский колодец, ист. – источник, кл. – ключ, род. – родник).
У знаков главных колодцев (источников) в засушливых районах, кроме того, помещается их характеристика. В числителе – абсолютная высота поверхности земли у колодца, в знаменателе – глубина колодца в метрах. Сбоку в скобках указывается качество воды, например: сол. (соленая) или состояние колодца, например: сух. – сухой. После скобок подписывается скорость наполнения колодца водой (в литрах в час).
Дорожная сеть. Основными требованиями, предъявляемыми к изображению дорожной сети на топографических картах, являются: точное отображение ее начертания, четкий показ класса каждой дороги и ее состояния, подробный показ дорожных сооружений, характеризующих техническую оснащенность дороги и являющихся ориентирами. Особое внимание уделяется четкому изображению участков дорог у мостов, переправ, в теснинах, на болотах и в других местах, где объезд затруднителен или невозможен.
Данные, особенно о классе дорог, ширине, устройстве их проезжей части (полотна) и техническом оборудовании, дают возможность изучать и оценивать по карте эксплуатационные возможности дорог: их пропускную способность, грузоподъемность, возможные сезонные изменения условий передвижения – и в соответствии с этим производить предварительные расчеты при планировании и организации передвижения и перевозок по ним.
Железные дороги изображаются на картах с подразделением: – по ширине колеи: дороги нормальной колёй и узкоколейные;
– по числу путей: однопутные, двухпутные, трехпутные (число путей указывается на карте штрихами на условном знаке дороги);
– по виду тяги: электрифицированные и с паровой или дизельной тягой;
– по состоянию: действующие, строящиеся и разобранные.
Особыми условными знаками изображаются трамвайные линии (вне населенных пунктов) и подвесные дороги. На железных дорогах показываются все железнодорожные станции, разъезды, платформы и остановочные пункты, а также рабочие казармы, блок–посты. Их изображения сопровождаются соответствующими сокращенными подписями, указывающими род объекта: ст., раз., пл., ост. и., каз., бл.–п. и т.п.
Автогужевые дороги. При изучении дорог по карте необходимо не только хорошо разбираться в начертании их условных знаков, но отчетливо представлять себе характер и основные свойства каждой дороги и с учетом особенностей различных участков дорог в зависимости от рельефа, почвенно–грунтовых и других условий местности.
Основные правила изображения автогужевых дорог на картах сводятся к следующему.
Автострады, усовершенствованные шоссе, шоссе и улучшенные грунтовые дороги показываются все независимо от густоты дорожной сети. Дороги же более низких классов при изображении районов с густой дорожной сетью наносятся с отбором. Предпочтение для нанесения на карту при этом отдается дорогам, которые соединяют населенные пункты по кратчайшим расстояниям и являются более удобными для движения.
|
|
Пешеходные тропы наносятся все лишь в труднодоступных районах (горы, болота и т. п.), на участках, где нет других путей сообщения. В остальных районах показываются лишь те тропы, которые служат единственными путями к важным объектам или являются ориентирами.
На автострадах и шоссейных дорогах вдоль условного знака подписывается их техническая характеристика. Например: 8 (12) Б. Это означает: 8 – ширина покрытия в метрах, 12 – ширина всей дороги от канавы до канавы, Б – материал покрытия – булыжник (А – асфальт или асфальтобетон, Бр – брусчатка, Г – гравий, К – колотый камень, Кл – клинкер, Ц – цементобетон, Шл – шлак, Щ – щебень). На улучшенных грунтовых дорогах указывается обычно только ширина дороги от канавы до канавы. Ширина грунтовых (проселочных) дорог подписывается лишь в местах, где проезд возможен только по самой дороге (в лесу, на болоте, в выемке и т.п.).
Мосты. Условные знаки более крупных и важных мостов сопровождаются пояснительной подписью, указывающей материал постройки (Д – деревянный, М – металлический, К – каменный, ЖБ – железобетонный). Большие мосты, протяжением более 1,5 – 2 мм в масштабе карты, подразделяются при этом по конструкции (двухъярусные, подъемные, разводные, цепные, канатные, на плавучих опорах), которая указывается соответствующим рисунком их условного знака. Мосты через канавы и другие незначительные препятствия (уже 3 м) на грунтовых дорогах показываются лишь те, которые имеют значение ориентиров.
Цифры, подписанные около условного знака моста, означают: перед дробью – высоту моста над водой, в числителе – длину и ширину моста в метрах, в знаменателе – его грузоподъемность в тоннах.