double arrow

Порядок расчета цепной передачи

Исходные данные:

- момент на ведущей звездочке T1

- передаточное число цепной передачи u

- режим нагружения (в задании приведен блок нагружения, см. рис. 7).

 

1) число зубьев ведущей звездочки z1 = 29-2u.

В курсовом проектировании для уменьшения размеров предохранительной муфты принимаем z1 13…15 - число зубьев ведущей звездочки. Однако, для увеличения срока службы целесообразно принимать большее число зубьев, по зависмости z1 = 31-2u.

2) число зубьев ведомой звездочки z2 = z1×u < 120

Числа зубьев звездочек рекомендуется назначать из ряда простых чисел или нечетное, т.к. число шарниров цепи – четное число (для равномерного износа звездочек и цепи, во избежание циклической избирательной прирабатываемости)

3) Корректирующий коэффициент K, учитывает режим работы, смазку, условия и сменность работы, расположение к горизонту, способы натяжения и т.д.

Рекомендуется К меньше 3! Если полученный K>3, то надо менять условия работы, например сменность.

Коэффициент динамический нагрузки Таблица 1.

Тип привода
Металлорежущие станки, насосы 1,25
Ленточные транспортеры 1,3…1,4
Цепные транспортеры 1,5…1,6
Прессы, вибраторы 1,7…1,9

 

Коэффициент, учитывающий число смен работы в сутки. Таблица 2.

Число смен работы передачи      
КС 1,0 1,25 1,45

5) Задаемся m - числом рядов цепи (однорядная, 2-х или 3-х рядная цепь), определяем расчетный шаг цепи. Назначая рядность цепи необходимо учитывать, что 2-х и 3-х рядные цепи в1,5…2 раза тяжелее и в 4…5 раз дороже!!!

 

Рис. 6

Определение величины коэффициента, учитывающего конструктивные особенности цепной передачи: КК = К1 · К2 · К3 · К4

Коэффициенты К1 , К2 , К3 , К4 Таблица 3.

Регулировка межосевого расстояния: Осуществляется перестановкой опор 1,0
Не предусматривается 1,25
Коэффициент, учитывающий относительную величину межосевого расстояния маленькое a<25t 1,25
оптимальное a=(30…50)t 1,0
большое a=(60…80)t 0,9
Коэффициент, учитывающий наклон к горизонту До 600 1,0
Свыше 600 1,25
Коэффициент, учитывающий условия смазки Эпизодическая, консистентная 1,5
Внутришарнирная 1,0
В масляной ванне 0,8

 

Коэффициент рядности цепи Таблица 4.

Число рядов цепи m      
Km   1,6 2,3

Шаг цепи определяется расчетом:

t (9.5…10.8)

Наибольший допустимый шаг цепи ограничивается:

Максимальная частота вращения звездочки Таблица 5.

n1        
t 25,4 31,75 38,1 50,8

 

Шаг цепи может быть назначен из конструктивных соображений в зависимости от требуемого межосевого расстояния:

t =(0,02…0,03) а

Кроме этого, необходимо ориентироваться на диаметр ведомой зведочки – он не должен быть больше диаметра барабана транспортера.

 

6) Размеры цепи и шарниров по табл. 1 (ГОСТ 13568-97).

 

7) Оптимальное межосевое расстояние: a=(30…50)t, amax=80t

,

8) Число звеньев цепи должно быть четное и целое

9) Уточняют после всех округлений межосевое расстояние

10) Стрела провисания ветвей цепи f1 = f2 = 11,4×l×cos α

Допустимое значение провисания ветвей цепи =0,02a при горизонтальной цепной передаче. Для передач под наклоном более 450, =(0,015…0,01)a

11) Делительные диаметры звездочек

12) Давление в шарнирах цепи <

Площадь опорной поверхности вычисляется приблизительно:

Допускаемое давление в шарнирах цепи. Таблица 6.

Шаг t, мм Допускаемое удельное давление [p], МПа в зависимости от частоты вращения ведущей звездочки, мин-1
           
12,7…15,875            
19,05…25,4            
31,75…38,1            
44,45…50,8       17,5   -

13) Число ударов звеньев цепи (или число пробегов) U= < с-1

Число ударов звеньев цепи Таблица 7.

Шаг цепи t, мм 15,875 19,05 25,4 31,75 38,1 44,45 50,8
Nmax, мин-1              
[U], с-1              

 

14) Силы в цепной передаче.

 

Ft = = , где V = P·z1·ω1 =

15) На вал и соответственно на подшипник действует достаточно большая сила, которую необходимо учитывать в дальнейших расчетах.

Сила действующая на вал: FR=(1,05…1,15)Ft

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: