VIII Открытая научно-практическая конференция молодых специалистов Тобольской промышленной площадки и студентов ТИУ
«Поиск. Творчество. Перспектива»
Биохимическое исследование и доказательство
Наличия полезных химических веществ в ламинарии
Автор работы:
Ламбин Алексей Владимирович
МАОУ Средняя общеобразовательная
Школа № 17 города Тобольска
МАОУ СОШ № 17, 10 класс
Научный руководитель
Вдовина Анна Николаевна,
Учитель химии
МАОУ Средняя общеобразовательная
Школа № 17 города Тобольска
Тобольск, 2017
Биохимическое исследование ламинарии и доказательство наличие полезных для организма человека веществ
Ламбин Алексей Владимирович
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 17, 10 класс
План исследования
Дефицит йода в окружающей среде и обусловленные нарушения в состоянии здоровья - являются серьезной медико-социальной проблемой. В соответствии с «Рекомендациями по контролю за заболеваниями, вызванными дефицитом йода», рекомендациями ВОЗ МС по контролю за ЙДЗ с 1994 года на территории Тюменской области проводятся крупномасштабные эпидемиологические исследования по поступлению йода в организм. Полученные результаты выявили, что Тюменская область является территорией с природно-обусловленным дефицитом йода от легкой степени тяжести до средней степени тяжести. По данным пресс-службы Тобольской областной больницы № 3 в городе на одну тысячу населения приходится 27 граждан с патологией щитовидной железы. На начало 2016 года зарегистрировано 6016 граждан, имеющих заболевания, связанные с заболеванием щитовидной железы, 15 % из них это учащиеся школ города. Детский организм при достаточном количестве йодсодержащих продуктов здоров, активен, умственное развитие протекает полноценно и без задержек. Поскольку сам организм не вырабатывает йод, он должен поступать в достаточном количестве с пищей и содержится в йодированной соли, морской рыбе, морепродуктах, водорослях, хлебе, сыре, коровьем молоке, яйцах.
|
|
Сегодня, уже доказано научно, что польза морской капусты неизмерима. Это связано с тем, что в ней находятся такие полезные вещества, как витамины, полисахариды, белки, минеральные вещества и жиры. И, самое главное, что полисахариды сохраняются в нем даже после засушивания. Поэтому данная тема является актуальной для нашего региона, который находится далеко от мест произрастания ламинарии и употребление данного продукта очень минимально.
Гипотеза - Если ламинария содержит микроэлементы и витамины, необходимые для нормальной деятельности живого организма, то ее употребление будет положительно влиять на организм человека.
|
|
Цель работы: провести биохимическое исследование морских водорослей на примере ламинарии, доказать наличие в ней полезных для организма человека веществ.
Задачи работы:
- Изучить научно-популярную литературу по теме
- Рассмотреть биологический состав морских водорослей
- Рассмотреть химический состав морских водорослей
- Провести качественный анализ морской водоросли – ламинарии
- Рассмотреть влияние морских водорослей на организм человека
- Сделать обобщения и выводы
Объект исследования: ламинария – морская капуста.
Предмет исследования - химический состав морской водоросли – ламинарии.
Биохимическое исследование ламинарии и доказательство наличие полезных для организма человека веществ
Ламбин Алексей Владимирович
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ Средняя общеобразовательная школа № 17, 10 класс
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Ламинария– наиболее ценная бурая морская водоросль с длинным лентообразным слоевищем длиной до 13 метров. Распространена на юге Японского и Охотского морей, в Тихом океане, вдоль берегов Курильских островов, встречается в заливе Петра Великого. Произрастает на камнях и скалах в основном на глубине 4-10 м.
Используют слоевища – их пластинчатую часть, содержащую йод (до 3%), ламинарин (до 21%) – высокомолекулярный полисахарид, маннит (до 21%), α-глюкозу (до 4%), альгиновую кислоту (до 25%), витамины В1, В2, В12, аскорбиновую кислоту, каратиноиды, микроэлементы.
1 этап экспериментальной деятельности – анкетирование. Был проведен социологический опрос среди учащихся 9-11 классов, учителей и родителей 9 а класса. В опросе приняло участие 100 человек.
Анкета состояла из 6 вопросов (Приложение I). Результаты анкетирования представлены в виде графиков в приложении II. Анализируя ответы на вопросы анкеты, приходим к выводу, что работа актуальна для жителей нашего города. Многие респонденты не используют морские водоросли в своем пищевом рационе, потому что считают, что они содержат незначительные количества элементов необходимых для нормальной жизнедеятельности человека и их можно заменить другими продуктами питания, а также не нравятся внешний вид и запах растений.
Для определения химического состава и доказательства полезности был проведен
2 этап - химический эксперимент в школьной лаборатории.
Опыт №1. Определение маннита в ламинарии.
Оборудование: морская водоросль (ламинария), борная кислота, метилоранж (кристаллы), вода, нож.
Методика проведения эксперимента:
Водоросль промывают и разрезают. На свежий срез насыпают мелкие кристаллики борной кислоты и добавляют кристаллик метилоранжа. Срез окрашивается в ярко красный цвет – это указывает на наличие в соке морской водоросли ламинарии шестиатомного спирта маннита (C6H14O6).
Опыт №2. Выделение каротина из ламинарии
Оборудование: морская капуста (ламинария), этиловый спирт, сосуд с пробкой, полоска фильтровальной бумаги.
Методика проведения эксперимента:
Предварительно заливают свежеизмельчённую морскую капусту (ламинарию) этиловым спиртом, плотно закрывают сосуд и оставляют на сутки – таким образом, готовится спиртовая вытяжка из водоросли. Опускают полоску фильтровальной бумаги в спиртовую вытяжку. На фильтровальной бумаге появляется жёлтая полоса – это означает наличие каротина в ламинарии.
Опыт №3. Обнаружение витамина С в ламинарии.
Оборудование: морская водоросль (ламинария), кварцевый песок, 2% раствор соляной кислоты, раствор перманганата калия, ступка с пестиком, 2 химических стакана, воронка, бумажный фильтр, мерный цилиндр.
Методика проведения эксперимента:
|
|
Измельчают свежую или высушенную водорослевую массу (1-2 г), растирают её пестиком с кварцевым песком в ступке, постепенно добавляют 10 мл 2% раствора соляной кислоты. Полученную смесь фильтруют. Сильно разбавленный фильтрат добавляют при взбалтывании к 5 мл раствора перманганата калия (KMnO4). Происходит обесцвечивание раствора, что указывает на наличие витамина С в составе морской капусты.