Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60 % от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Если такие слова встречаются, то их выписывают на доску.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:

  • Количество ошибок определяется после квалификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т.п.
  • Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
  • Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.

Если диктант проводится с грамматическим заданием, то в содержании работы вводятся не более 2 видов грамматического разбора. Оценивание осуществляется по двум позициям:

  • Уровень грамотности написания диктанта;
  • Уровень выполнения грамматических заданий.

В журнал фиксируется двойная отметка.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

За контрольную работу в журнале выставляется одна отметка. Если контрольная работа содержит грамматическое задание то в журнале фиксируется 2 отметки.

Контрольное изложение проводится один раз во втором полугодии 4 класса. Оценивание производится по следующим критериям:

  • Логичность и полнота изложения;
  • Орфографическая и синтаксическая грамотность изложения.

В журнале фиксируется соответственно 2 отметки.

Проверка тестовых работ производится по балльной системе, которая переводится в процентное соотношение и четырехбалльную систему. В журнале фиксируется одна отметка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: