Методические рекомендации. Вариант 1. Русская Правда как памятник права

Вариант 1. Русская Правда как памятник права

1. Образование Древнерусского государства.

2. Характеристика отдельных отраслей права по Русской Правде.

Методические рекомендации

Указать причины образования государства, дать определение государства, выделить особенности образования Древнерусского государства. Ответить на вопрос, почему славяне миновали период рабовладения. Определить форму Древнерусского государства. Какие органы власти существовали в Древней Руси? Какую роль играла княжеская власть?

Указать причины формирования права, роль обычного права, выделить источники права, которые составили основу Русской Правды, дать ей краткую характеристику.

При характеристике отраслей права, используя статьи Русской Правды, проанализировать вещное, обязательственное, наследственное, семейное право.

Вариант 2. Судебник 1497 г.

1. История создания Судебника 1497 года, источники и общая характеристика.

2. Понятие и виды преступлений. Система наказаний.

3. Суд и процесс.

Методические рекомендации

Охарактеризовать причины и историю создания Судебника 1497 года.

Дать определение понятию преступления, выделив виды преступления, указав те, которые появились впервые. Показать систему наказания и ее цель.

Назвать органы, выполняющие судебные функции, показать отличие розыскного процесса от состязательного. По каким делам назначался розыск? Система доказательств при розыске.

 

Вариант 3. Соборное уложение 1649 г.

1. Источники, причины принятия и общая характеристика Уложения.

2. Правовое положение социальных групп населения по Уложению.

Методические рекомендации

Указать источники Соборного уложения 1649 г., проанализировать его структуру и дать общую характеристику.

Особое внимание уделить характеристике правового положения различных социальных групп населения с использованием статей Соборного уложения. Изучив главу 11 «Суд о крестьянах», дать характеристику положению крестьян. Изучив главы 16-17, охарактеризовать изменившееся положение вотчинников и дворян, изучив главу 19 – посадских людей. Особое внимание при характеристике положения посадских людей обратить внимание на ст.1, 4, 5, 6, 11, 13, 24 главы 19.

 

Вариант 4. Становление судебного процесса в России

1. Судебный процесс по Русской Правде и по Псковской судной грамоте.

2. Судебный процесс в XV-XVIвв.

Методические рекомендации

По Русской Правде процесс был состязательным, поводом для возбуждения процесса служила жалоба истца. По Псковской судной грамоте процесс уже начинался по инициативе государственных органов или по заявлению истца. Основное внимание в доказательной базе уделялось письменным доказательствам.

В период централизованного государства судебные функции полностью перешли к государству. Зарождается розыскная форма процесса. Необходимо знать ее отличия от состязательного процесса. Показать, что нового появилось в судебном процессе этого периода (введение пыток, осмотр места происшествия, судебные пошлины и т.д.).

 


Вариант 5. Развитие судебного процесса в России XVII-XIXвв.

1. Судебный процесс в период развития абсолютизма XVII-XVIIIвв.

2. Судебный процесс по Судебным уставам 1864 г.

Методические рекомендации

При рассмотрении Соборного уложения изучить главу 10 «О суде», где подробно регламентируются судебный процесс, пересмотр дел. Здесь впервые делается попытка определения основания уголовного и гражданского судопроизводства. Основой возникновения процесса по гражданским делам была жалоба (челобитная), а по уголовным делам процесс возбуждался по инициативе государственных органов.

При изучении краткого изображения процесса или судебных тяжб 1716 г. обратить особое внимание на теорию формальной оценки доказательств.

При характеристике судебного процесса по реформе суда 1864 г. охарактеризовать основные принципы судопроизводства.

 

Вариант 6. Реформы Петра Iв преобразовании государства

1. Реформы законодательной и исполнительной власти.

2. Преобразование системы карательных органов.

3. Военная реформа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: