Виды процессов в организации

Процесс представляет собой определенную совокупность действий, направленных на преобразование ресурсов в результаты, которые чаще всего выступают в виде продукции или услуг.

В любой организации одновременно протекает большое число процессов, различающихся как по своему назначению, так и по основным характеристикам. При самом общем подходе все клю­чевые процессы в организации подразделяют на две группы:

o имеющие материально-вещественный характер;

o информационные.

Как правило, обе группы процессов имеют место во всех организациях, но в некоторых могут преобладать матери­ально-вещественные процессы (например, на предприяти­ях, связанных с переработкой сырья и материалов в про­дукцию) или информационные (например, в консультацион­ных фирмах, где сбор, переработка и продажа информации отражают их предназначение).

Другой подход к классификации всего множества процессов, происходящих в организации, базируется на их роли в создании новых ценностей. В соответствии с этим критерием все процессы подразделяются на три группы:

o первичные, или основные, включающие все виды работ, непос­редственно связанные с производством продукции или услуг;

o вторичные, или обеспечивающие, задачей которых является поддержание основных процессов с позиций их непрерывности и экономичности;

o управленческие (инфраструктурные), включающие работы по установлению целей и направлений первых двух групп процессов; они формируют условия и используют факторы, необходимые для достижения организацией ее целей.

Целью организации бизнеса является создание продукта или услуги, которые можно прибыльно реализовать на рынке. Это возможно, если потребитель продукта или услуги оценивает получаемое им благо не ниже, чем цена, которую за него просит производитель. Поэтому одним из продуктивных подходо к анализу организации бизнеса является анализ процесса генерации ценности в такое организации. процесс генерации ценности представляет модель (рис. 1.4), предложенная М. Портером и названная им «цепочкой ценности» (valuechain).

Основные процессы на этом рисунке представлены в виде таких операций, как обеспечение поставок сырья и материалов (внут­ренняя или предпроизводственная логистика), их преобразование в конечный продукт (собственно производство), обеспечение распределения продукции (внеш­няя или послепроизводственная логистика), маркетинг и продажа конечной продукции, а также послепродаж­ное обслуживание (сервис).

 

Рис. 1.5. Цепочка ценности М. Портера.

Понятие логистики, использованное здесь, раскрывается как система единого управления потоками информации и про­цессами сборки, движения и складирования товаров с це­лью поставки их в необходимом количестве и комплектно в нужное время и место с минимальными затратами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: