Рис. 2.26. Вторая половина ХХ века в теории менеджмента
Первые две школы менеджмента - школа Тейлора и школа Файоля - возникли почти одновременно и активно оппонировали друг другу. Такая жесткая принципиальность была прямым следствием того, что обе школы работали в парадигме классической науки 19 века. Предполагалось, что предмет науки описывается детерминированными законами, и поэтому зависимости должны быть однозначны, а законы не допускать различных толкований. При разных объяснениях одного и того же явления автоматически предполагалось, что верно лишь одно объяснение.
Двадцатый век принес новые подходы, допускающие неопределенность в окружающем мире и разные объяснения одних и тех же явлений. Поэтому современные теории менеджмента достаточно мирно уживаются друг с другом. Дафт и Марсик приводят обширный перечень новых теорий менеджмента, возникших и успешно развивавшихся с 60-х по 90-е годы ХХ века (рис. 2.26).
Самостоятельная работа по теме 2:
1. Какое отношение к современному менеджменту имеет китайский полководец Сунь Цзы (VI – V вв.до н.э.)?
|
|
2. Какую практическую пользу современные специалисты по менеджменту надеются получить из работы Никколо Макиавелли «Государь», написанной в XVI веке?
3. Назовите основных деятелей школы научного управления в США и СССР
4. Перечислите основные положения и научные результаты школы научного управления
5. Перечислите 14 принципов управления, сформулированных А. Файолем – основателем административной школы управления
6. Перечислите основные научные результаты административной школы управления
7. Перечислите необходимые элементы идеальной бюрократии по М. Веберу
8. Перечислите принципы НОТ, сформулированные А.К.Гастевым
9. С какими работами в области управления связано имя А.А.Богданова?
10. Перечислите основные научные результаты школы человеческих отношений и поведенческих наук
11. Перечислите основные научные результаты школы науки управления
12. Какое отношение к менеджменту имеет математик Л.В.Канторович и почему он получил нобелевскую премию по экономике?