Административная школа управления

Анри Файоль родился в семье французских буржуа. В 1860 году он закончил Национальную школу шахтного дела. Получив подготовку в качестве шахтного инженера, Файоль поступил на работу в горнодобывающую компанию сразу же по получении диплома и провел в ней всю свою трудовую жизнь вплоть до ухода на пенсию в 1918г.

Первое упоминание Файоля об “элементах” управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». Еще одна известная работа Файоля - его статья “Теория управления государством” была опубликована в 1923 г.

Файоль выделил шесть групп действий, присутствующих во всех промышленных предприятиях:

(1) “техническая” - производственная, производительная;

(2) “коммерческая” - или закупка, продажа и обмен;

(3) “финансовая” - поиск и оптимальное использование капитала;

(4) “безопасность” - защита собственности и людей;

(5) “бухгалтерский учет” - инвентаризация, балансовая отчетность, затраты и статистика и

(6) “управленческая” - планирование, организация, распорядительство, координация, и контроль.

Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.

 

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.

2. Власть и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.

3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.

4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.

5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.

6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.

7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.

8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.

9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.

10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.

11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.

13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.

14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

 

В книге Файоля сформулированы также требования к управленческому персоналу предприятия:

1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.
3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.
4. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.
5. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д....
6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.

 

Административная школа управления с 1916 г. Анри Файоль
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.

Рис. 2.14. Основные научные результаты Административной школы управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: